Применение ИКТ на уроках математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Современная педагогическая наука показывает, что процесс обучения является наиболее эффективным, если он организован как активное, развивающее и творческое сотрудничество педагога и обучающихся в постановке и решении задач обучения. Новые педагогические технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, должны, несомненно, решать задачи активного, развивающего и творческого обучения. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.

Надо ли применять информационно-компьютерные технологии в начальных классах? Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Поэтому с младших классов детей надо обучать работе с компьютером. Применение информационно-компьютерных технологий уже в начальных классах не только развивает у детей информационную культуру, повышает эффективность и качество процесса обучения, активность познавательной деятельности, но и развивает личность ученика, готовит его к жизни в условиях информационного общества: развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, коммуникативные способности. Эффективность использования компьютерных технологий при обучении детей младшего школьного возраста свидетельствует, что мыслительная деятельность детей намного возрастает.

На базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №4 города Бавлы Республики Татарстан созданы благоприятные условия для работы по этому направлению. Есть возможность проводить занятия, как в кабинете информатики, так и в классе, где обучаются мои учащиеся. В классе установлен компьютер, совмещенный с телевизором (телевизор служит демонстрационным экраном), есть принтер, с помощью которого можно подготовить наглядный материал.

Более подробно хотелось бы остановиться на таком предмете как математика. Система применения компьютерных технологий на уроках математики может выглядеть примерно так: мультимедийные презентации-слайды, подготовленные заранее мною, проецируются в ходе урока на экране телевизора.

Программа Microsoft PowerPoint проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, выплывают ответы примеров, пропущенные числа и т.д. Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока. Я использую компьютер в процессе обучения не только при объяснении нового материала, но и при актуализации и закреплении знаний.

Мною разработан учебный материал по курсу “Математика” для начальных классов. Например, слайды по математике для первого класса.

Цель:

  • продолжить работу по формированию умения решать задачи;
  • закрепить знания о задаче и ее решении.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Фронтальная работа.

а) Какие числа пропущены?

1 2 5 8 10

б) Найди закономерность, продолжи ряд.

0 2 4
9 7 5

в) Игра “Молчанка” (Учитель показывает указкой число, дети поднимают карточки или веера с ответом.)

г) Составьте выражение по рисунку.

Слайд 1 Слайд 2

III. Работа над новой темой

– Кто попробует составить задачу по рисунку? (Слайд 3, 4).

(На поляне играли 6 зайцев. 1 заяц спрятался. Сколько зайцев осталось на поляне?)

Слайд 3 Слайд 4

– Кто повторит условие? Что известно?

Условие: На поляне играли 6 зайцев. 1 заяц спрятался.

– Что неизвестно? Как в задаче называют ту часть, в которой говорится о том, что неизвестно? (Вопрос)

Вопрос: Сколько зайцев осталось на поляне?

– Решите задачу. Назовите ответ.

Решение: 6 – 1 = 5
Ответ: осталось 5 зайцев.

Средства мультимедиа способствуют многоканальному представлению информации. Представленная таким образом информация запоминается легче, быстрее и на более длительный срок. Исследования по анализу возможностей мультимедиа технологий в учебном процессе показывают, что они позволяют повысить его эффективность, так как применение мультимедиа технологий изменяет процесс обучения, позволяя получить новый качественный уровень знаний, умений и навыков учащихся. Использование мультимедиа технологии развивает не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.

Совместно со школьным психологом в период с 2004-2005 учебного года по 2005-2006 учебный год я наблюдала, как влияет использование мультимедиа на развитие памяти и мышления учащихся. Первые этапы уроков математики проводила с применением мультимедиа технологий, второй этап – без мультимедиа. По конкретным темам: математика “Ломаные линии”, “Решение задач на увеличение числа на несколько единиц”. Спустя два месяца, обратившись к пройденному материалу, я выяснила, что учащиеся 1 класса запомнили 65% материала, смогли вспомнить количество ломаных линий на слайде, их цвет и конфигурацию. Воспроизвели содержание и решение задач, прилагаемые к ним рисунки, какого они цвета и кто сидел за компьютером, помогал учителю. Перед экспериментальной проверкой в презентацию включила слайд (ещё одну задачу). Ребята после недолгих размышлений отметили отсутствие данной задачи на момент проведения первого этапа. Напротив, этапы уроков математики без применения мультимедийной презентации смогли вспомнить 2-3 учащихся из общего количества обучающихся. Эти исследования показывают, что применение мультимедийной презентации на уроках намного эффективнее в плане запоминания, систематизации знаний.

За неимением в методической копилке МОУ гимназия №4 готовых обучающих компьютерных программ для начальных классов на татарском языке, приходится собственными силами создавать мультимедийные презентации, на что требуется немало времени. Но, несмотря на это, работа в этом направлении велась планомерно и систематически, что позволило мне принять участие в VI Республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических материалов, в I Республиканском конкурсе педагогических инноваций. Авторская работа в рамках VI Республиканского конкурса “Применение компьютерных технологий на уроках математики в начальных классах” была отмечена дипломом II степени. В I Республиканском конкурсе педагогических инноваций прошла в полуфинал республиканского тура с методической разработкой на тему “Применение мультимедийной презентации на уроках в начальных классах” и получила “Свидетельство” участника с выводами: представленные материалы соответствуют требованиям высшей квалификационной категории, рекомендуются к изучению.

Применение мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала и проводить уроки на качественно новом уровне, меняет роль учителя. Мультимедиа технология – это конкретная технология развивающего обучения.