Деятельность педагога–психолога по сопровождению профессионального саморазвития педагога детского дома

Разделы: Школьная психологическая служба


Детский дом - это особый, сложный, необыкновенный мир отношений взрослых и детей. Потребность детского дома в педагогах, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической, компетентности воспитателя. Психолого-педагогические знания являются конкретно-методологическим принципом анализа практических ситуаций и критерием оценки результативности предпринятых педагогом действий. Только в психологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне развития воспитанников, которые происходят в практике и по сути своей являются именно психологическим результатом взаимодействия участников воспитательного процесса.

В 2006 году на базе нашего детского дома проводились плановые курсы Институтом развития образования Омской области. В содержание курсов был включен тренинг личностного роста. Проанализировав результаты собственного профессионального развития педагоги осознали необходимость дальнейшего обучения и саморазвития.

Следующим шагом по обозначенной проблеме явилась диагностика педагогического коллектива с целью выявления способности педагогов к саморазвитию. Анализ результатов диагностики показал наличие следующих проблем:

  • недостаточность психолого-педагогических знаний для работы с воспитанниками;
  • разочарование в результатах педагогической деятельности;
  • неадекватность обратной связи с воспитанниками, отсутствие информации как о своей, так и о их индивидуальности;
  • неумение организовывать собственную деятельность.

Нужно отметить и положительные моменты, отмеченные педагогами:

  • хорошая организация методической помощи;
  • пример коллег-участников различных конкурсов профессионального мастерства;
  • интерес к работе и желание заниматься самообразованием.

Педагоги нашего детского дома отличаются восприимчивостью ко всему новому. Они заинтересовались возможностью повысить свой профессионализм.

Был проведен комплекс мероприятий, направленных на раскрытие самой сути и приемов работы с детьми на каждом возрастном этапе обучения и воспитания в детском доме с опорой на возрастные и индивидуальные особенности детей. Помимо систематических обучающих семинаров, тематических педагогических советов, которые проводятся в любом образовательном учреждении в соответствии с планом работы по развитию компетентности педагогов, также организуются практикумы в форме дискуссий, "лабораторий нерешенных проблем", "круглых столов", "деловых игр", "мозговых атак".

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов привело не только к овладению конкретными технологиями, но и к их профессиональному и личностному росту, умению самостоятельно отвечать запросам воспитанников, планировать содержание работы с ними.

Примечательно то, что теперь наши педагоги не довольствуются информацией предложенной психологом, но и повышают профессиональную компетентность через самообразование, самостоятельно изучая психолого-педагогическую литературу, осваивая новые формы и методы работы с детьми, организуя итоговые конференции по проблемам психологии и педагогики внутри педагогического коллектива. У педагогов появилась осознанная потребность в изучении личности воспитанников для более успешного их развития, они стали инициаторами разработки карты личности воспитанника, которую систематически заполняют и отслеживают динамику развития ребенка.

Как показывает практика, когда сам педагог проживает ситуацию саморазвития, самореализации, он начинает осознанно использовать эту технологию в воспитании детей. Ведь только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося ребенка.

Таким образом, использование полученных психолого-педагогические знаний в профессиональной деятельности дало возможность повысить эффективность воспитательного процесса детского дома.

По результатам мониторинга развития воспитанников наблюдается позитивная динамика: снижение уровня тревожности, уровня агрессивности; уменьшение количества акцентуаций характера, отсутствие отверженных в детском коллективе.

За последние 2 года повысился процент выпускников, поступивших в ВУЗы и ССУЗы. А самое главное, воспитанники успешно прошли процесс социальной адаптации.

Между педагогами сложились гуманные партнерские отношения, уважение и доверие стало нормой жизни членов коллектива. Педагог дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательную работу, создает условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.