Урок математики в 1-м классе. Тема: "Число 2. Цифра 2"

Разделы: Начальная школа


Форма: Путешествие с Ученым котом Гарфилдом во времени.

Цели урока:

1. Помочь детям уяснить:

- получение числа 2 присчитыванием 1 к числу1,

-обозначение его цифрой 2, написание цифры 2,

- построение натурального ряда чисел,

- состав числа 2, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 2.

Дать детям дополнительные сведения о кошках (представителях семейства кошачьих, вымирающих видах), об истории цифр (древние люди, шумеры, народ майя, индейцы и народы Древней Азии, древние Египтяне, древние индийцы, арабы, : Петр Первый).

2. Воспитание доброго отношения к товарищам, формирование детского коллектива; привитие любви к природе; формирование положительной мотивации к обучению.

3. Развитие внимания, памяти, мышления, творчества детей. Развитие моторики и речи первоклассников.

Оборудование:

Для детей: конверты с геометрическими фигурами (для практической работы: 2 круга, 2 треугольника, 4 квадрата, кривая незамкнутая линия или шнурок, 3 точки), рабочие тетради на печатной основе, пластилин, палочки (для практической работы "Шумерский способ счета")

Для учителя: 2 наборных полотна, геометрические фигуры, раскраска "Кот Гарфилд" Москва, "Росмэн", большая наклейка на детскую мебель кот Гарфилд, дидактическая игра - занятие "Четвертый лишний" 9 карточек ОАО "Радуга" г. Киров, плакат "Династия Романовых" (портрет Петра I), из печатной наглядности к урокам истории иллюстрации истории древнего мира (охота первобытных людей, земледелие, разведение скота, появление предпосылок к торговле, древний Египет, арабский алфавит, алфавит и числа на Руси до реформ Петра I.

Дополнительная литература к уроку:

"Заниматика" Георгий Юдин, Москва, "Росмэн" 2000 г., серия " Моя первая энциклопедия" - "Домашние любимцы" Анна Милбурн, "Мир книги", 2005 г. карточки из энциклопедии "В мире дикой природы" о представителях семейства кошачьих (амурский тигр, бенгальский тигр, леопард, ягуар, ирбис (снежный барс)), "Зоология в картинках", Москва, "Росмэн" 1998 г.

I. Актуализация знаний.

а) На доске картинки (2 кошки, 3 собаки).

- Как можно назвать одним словом?

- Каких домашних животных вы знаете еще?

- По какому признаку можно разделить на группы? (по цвету, по общему названию)

б) Сегодня мы отправляемся в путешествие , но не одни.

Отгадайте, кто в дороге нам будет помогать? Отгадку покажите.

Загадка:

Глазки изумрудные, шубка пуховая, песенки любезные, коготки железные. (кошка)

- Поднимите руки у кого дома есть кошка или кот?

Для них мы прочитаем стихотворение (пальчиковая гимнастика).

"У кошки ушки на макушке, чтоб слышать мышь в своей норушке."

в) Нашим экскурсоводом , гидом, проводником сегодня будет кот Гарфилд.

Это очень образованный и любознательный кот. Вот посмотрите, чем он любит заниматься! (Изображения раскраски: катается на скейте, играет в баскетбол, садовничает, читает книги под зонтом, играет на саксофоне, играет в хоккей, играет в футбол, одет в костюм рыцаря, едет на велосипеде, играет в Робин Гуда)

Минутка осторожности

- Где Гарфилду может угрожать опасность?

Что мы посоветуем ему?

Итак, с котом мы познакомились, теперь ему нужно узнать, как же зовут всех вас.

3-4 Каждый громко скажет свое имя!

Да, действительно, когда, говорят хором получается не очень понятно. Тогда я предлагаю вам поиграть.

Физкультурная минутка "Знакомство".

Даши - руки вверх подняли,
Степа, Яна завизжали,
Миша, Максим, в ладоши похлопали,
Антон, Иван, Таня - ногами потопали,
Денисы, Саши - засвистели,
Маши, Ксюша - вы присели,
Юля, Олеся - дружно мяукнули,
Маши, Даши, Денисы немного хрюкнули,
А теперь все вместе,
Как единая семья,
Давайте крикнем дружно "Я!"

Прежде, чем отправимся в путешествие во времени, нам нужно показать коту Гарфилду, чему мы уже научились.

А) Группировка геометрических фигур (по цвету, по форме, по размеру)

(1). 3 больших треугольника (голубой, бордовый, оранжевый), 3 треугольника среднего размера (2 зелёных, 1 бордовый), 2 маленьких квадрата (желтый, голубой).

(2). 3 зеленых треугольника, 2 желтых треугольника, 1 бордовый треугольник.

(3). 2 треугольника (зеленый, бордовый), 2 круга (бордовых), 2 круга(желтый, голубой)

Б) Игра "Четвертый - лишний" (по 3 на каждый ряд)

(1). Черника, вишня, банан, клубника.

(2). Котёнок, цыплёнок, лисенок, зайчонок.

(3). Кресло, медвежонок, стул, диван.

(4). Шар, гусеница, бабочка, пчела.

(5). Машина, вертолет, автобус, трактор.

(6). Гусь, курица, собака, утка.

(7). Сова, попугай, кузнечик, ворона.

(8). Кровать, книги, альбом с кисточкой, тетради.

(9). Яблоко, груша, лук, апельсин

II. "Открытие" нового знания.

Мы будем путешествовать на игрушечном паровозике.

а) Работа в учебнике.с26, №1,2

б) Использование ЦОР.(DVD)

"Уроки Тетушки Совы". Просмотр фрагмента на диске. (урок №2)

Вопросы по содержанию на развитие кратковременной памяти.

Игра-физкультминутка " Есть хвост или нет?"

Если хвост есть- прыгаете, если хвоста нет - хлопаете себя по коленям.

Собака, рысь, мышь, табуретка, самолет, девочка, белка, дельфин, корова, заяц, чемодан, поезд, кошка, лебедь, двойка (цифра):

III. Первичное закрепление.

- Прописать в воздухе.

Работа в тетради. С. 15, №1,2.

"Уха два и глаза два,
Два у куртки рукава,
Две руки и две ноги,
Парны варежки, носки."

Ребята мы с вами на паровозике оказались в древнем мире.

Вначале у древних людей ничего не было, потом, когда человек научился трудиться, у него появились первые инструменты. Постепенно люди начали возделывать поля и собирать урожай, люди приручили животных, которые помогали им выжить и прокормить семью. Затем появилась торговля, и тут людям пришлось учиться считать. Сначала люди считали на пальцах рук, пальцах ног.

  • 5 лошадей - "рука"
  • 15 коз - это "2 руки и 1 нога ".
  • 20 кур - "весь человек ".

Но как сосчитать, сколько мешков кукурузы выросло, сколько жеребят народилось и сколько теперь лошадей в стаде?

Сейчас мы отправляемся к древним шумерам, народу, который изобрел счет и его запись.

Вот он тюрбан, головной убор шумеров. На партах у вас маленькая лепешка из пластилина, давайте представим, что она из другого материала - из глины, и вот вам палочка при помощи которой , вы сможете, сосчитать шумерским способом сколько различных фигур на парте. Каждая десятая - горизонтальная палочка.

Практическая работа. "Шумерский способ счета"

Сосчитать сколько верблюдов в стаде.

У народов Майя вместо цифр - рисовали страшные головы, как у пришельцев, отличить эти головы было сложно. У народов древней Азии и индейцев присчете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой верёвочной "счетной книги", поди вспомни потом через год, что означают 4 узелочка на красном шнурочке. При каждом богатее был специальный человек - вспоминатель.

Игра "Узелки на память"

Дети считают и завязывают узелки на разноцветных шнурках.

Посчитаем в классе гостей, девочек, окна, учителей, бабушек:.

У древних египтян числа записывались на очень дорогих папирусах, и вместо цифр были сложные и очень большие знаки.

Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А вот в России эти цифры появились только при Петре Первом, до этого каждой цифре соответствовала своя буква алфавита.

Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный и магический смысл и влияют на человека, и на все, что он делает. Вот к примеру

Символ единицы - корона (Люди, у которых это число было главным (при сложении цифр даты, месяца и года рождения) могли стать военными летчиками, маршалами, директорами, учителями и журналистами).

Двойка (пара) - символ любви и непостоянства. (Это были целители, врачи, учителя младших классов).

Практическая работа "Составь портрет кошки"

Каких геометрических фигур по 2?

Каких по 1?

Как получили число 2?

Работа в парах (знак "Мы готовы").

По окончанию работы взяться за руки и поднять их над головой.

IV. Итог урока.

Наше путешествие получилось очень увлекательным, но у кота Гарфилда в России есть друг, самый добрый кот. Вы узнали? Гарфилд, когда счастлив, поет любимую песню своего друга.

Песня Кота Леопольда: "Если добрый ты" (караоке)

А спонсоры нашего сегодняшнего путешествия - наши любимые мамы и папы - приготовили для вас сладкий сюрприз "Сладкая парочка" - Угадали?

Для вас - "Твикс".

Поблагодарите друг друга за дружную совместную работу на уроке аплодисментами. Спасибо всем за отличную работу!