Дидактическая игра как средство развития познавательной активности на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в результате активной познавательной деятельности.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед учителем задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить учащегося такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений в решении этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей школьников, развитию у них интереса к учебным предметам, самостоятельности и творчества. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности в серьёзный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Именно игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы. В ней благодаря творческой атмосфере, царящей во время урока, нейтрализуется чувство тревоги, создаётся ощущение спокойствия, облегчается межличностное общение. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое чувство удовлетворённости. Особенно положительно влияет игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. Такой ребёнок способен выполнить во время игры те учебные задачи, которые ему совершенно недоступны в обычной ситуации. Нередко учителя предпочитают проводить занятия с детьми в привычной для них учебной форме только в связи с тем, что боятся шума, беспорядка, которые сопровождают игру.

Отбросьте свои страхи: когда дети научатся играть, а учитель научится управлять игрой, он начнёт осознавать, как всё в игре подчиняется ему, даже шум.

Условия игры требуют от ребёнка внимания, эмоционального напряжения, быстроты мысли. Главная задача учителя - поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры. Именно в процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания ребёнок получает свободно.

Дидактическая игра (игра обучающая)- это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся.

Характерным для каждой дидактической игры является, во-первых, решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете и его особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними, в данном случае игра носит обучающий характер. А во-вторых, игра невозможна без игрового действия. Внимание ребёнка направлено на него, и уже в процессе игры учащийся незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным необычным занятием.

Вот уже в течение нескольких лет я работаю над применением дидактических игр на уроках математике в начальной школе. Можно назвать две причины, которые привели меня к этому: с одной стороны это увлечения разного рода обучающимися программами, что приводит к тому, что детям остаются всё меньше времени для игры и общения со сверстниками, с другой стороны неверное понимание учителями характера руководства игрой, что обуславливает жесткую регламирацию детской игровой деятельности, лишает её творчества, инициативы.

Уроки с использованием дидактических игр являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционно построенного урока и введение игры привлекает внимание всего класса. К организации игр для детей предъявляются особые требования:

1.Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

2. Игра должна быть доступной. Цель игры - достижимой, оформление - разнообразным, красочным.

3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность.

4. В игре обязателен элемент соревнования между учениками, если их несколько, между командами. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению правил, а главное - к активизации учащихся.

В таких играх победа - очень сильный мотив, побуждающий учеников к деятельности. У детей развивается способности критически оценивать свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

К этим выводам я пришла не сразу, а в процессе накопления знаний и опыта работы с младшими школьниками.

Некоторые игры, включаемые мною в урок, я беру из методических пособий для учителей, использую статьи из журнала "Начальная школа" и газеты издательства "Первое сентября", пользуюсь находками своих коллег, придумываю сама.

Рассмотрим использование игры на уроке при изучении чисел в пределах десятка.

"Зоопарк"

Педагог сообщает детям, что на уроке они отправятся в необычное путешествие - в зоопарк. Ребята рассматривают изображения животных, расположенные на магнитной доске, называют их, считают их количество в каждой клетке и над каждым изображением укрепляют карточку с цифрой.

По окончании работы проводится обобщающая беседа: "Сколько лисиц в клетке?", "Сколько жирафов?", "Сколько из них маленьких?", "Сколько больших?", "Сколько слонов?", "Сколько медведей?", "Кого больше: жирафов или слонов?", "Кого меньше: медведей или лисиц?".

В процессе данной игры мы закрепляем нумерацию чисел первого десятка: устанавливаем соответствие между числом и цифрой, знание последовательности чисел первого десятка.

При изучении сложения и вычитания в пределах десяти часто использую игру "Маятник":

Перед началом игры проводится беседа про часовые механизмы, опрашиваю детей у кого есть часы с маятником. Можно попросить учащихся изобразить, как качается маятник, и при этом прибавлять или отнимать по одному.

На доске записаны примеры типа: 4+1, 6+1, 8+1,7-1,5-1, 3-1 и т.д..

Учащиеся, покачиваясь, например, влево, поговаривают "4 да 1 - 5", наклоняясь вправо, продолжают "6 да 1 -7". Ритм наклонов детей задаётся взмахом руки учителя. Аналогичная работа проводится при отсчитывании по одному.

Дидактическая цель данной игры: ознакомление с приёмами прибавления и вычитания 1.

Одна из задач математики в первом классе состоит в том, чтобы ученики различали геометрические фигуры такие, как круг, треугольник, квадрат, находили эти фигуры в повседневной жизни. Эту задачу решить в учебном процессе поможет игра "Мозаика":

Перед каждым учеником лежит раздаточный материал с изображением геометрических фигур. Прошу детей положить перед собой красный кружок, справа от него зелёный треугольник, слева от красного кружка - зелёный квадрат, а выше - жёлтый треугольник, ниже - жёлтый квадрат. За зелёным треугольником положите красный квадрат, а рядом жёлтый круг. Посмотрите на данный рисунок и скажите: "Какая фигура следует за красным кругом?", "Предшествует красному квадрату?", "Находится между двумя жёлтыми фигурами?", "Находится между двумя красными фигурами?", "Сколько треугольников?", "Сколько квадратов? Покажите цифрой". Получается, что в процессе игры учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, усваивают понятия "между", "рядом", "вверху", "внизу", "справа", "слева"; овладевают счётом; рассматривают классификацию фигур по нескольким признакам.

Игра "Ключики"

Перед каждым учеником лежит "ключик", на котором изображены различные по форме и цвету геометрические фигуры. На доске расположены изображения замочков с геометрическими фигурами. Учащиеся должны подобрать к этим замочкам ключик, который должен подойти правильным расположением фигур.

Прочно усвоить таблицу умножения позволит игра "По сугробам"

Из бумаги изготовляются карточки, на одной из сторон которых записываются примеры табличного действия. Карточки раскладываются на полу возле доски, чистой стороной вверх. Карточка - сугроб. Два игрока по очереди поднимают карточки, "идут" по сугробам, называя ответы. Ученики класса следят за ответами играющих, тот, кто неверно назвал ответ - "проваливается" в сугроб, ему назначается замена.

Количество дидактических игр по различным разделам математики достаточно многообразно, их можно видоизменять, варьировать.

Игра поможет в овладении знаниями умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя. При планировании игры нужно учитывать, что она должна стать формой коллективной учебной деятельности. Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке, оказывала помощь в привитии интереса к математике, активизировала познавательную деятельность, учила детей учиться.

Литература.

1. Дергачёва Л.М. Дидактическая игра как один из наиболее эффективных способов организации учебного процесса //начальная школа.-2004.-№5.-с.34-35.

2. Жигалкина В.Н. Система игр на уроках математики- М.: Высшая школа,1999.

3. Колганова Н.Ф. игра в учебной деятельности младшего школьника//Начальная школа.-2005.-№3.-с.14-17.

4. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника.-М.,1975.