Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с творчеством Агнии Л. Барто;
  • закрепить понятия "юмор" и "сатира"

Развивающая:

  • совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения;
  • формировать умение работать с поэтическим текстом;
  • отработка умения работать в группе.

Воспитательная:

  • воспитание нравственных качеств

Оборудование:

  • Выставка книг А.Л. Барто.
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки: "План работы над стихотворениями"
  • Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "В океане света" 4 класс, 2 часть.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. Как вы думаете, почему стихи А. Барто включены в "Путешествие 13"?

(Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора.) (Слайд №1)

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии Львовны Барто: "Улыбнись на счастье!"

3.

Когда-то давным-давно, еще до войны, сочинила А. Барто шутливую песенку "Вежливый вальс" (Слайд №2)

Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.

Что и говорить, хорошо бы иметь лекарство от подобных "болезней", проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Жаль, конечно. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А. Барто - любимый поэт неугомонного ребячьего племени.

Что вам известно о поэтессе? (рассказы учащихся о фактах из биографии А. Барто)

Рассказы учащихся о фактах из биографии Агнии Барто: Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо "правильно" писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет!) вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка". Стихи очень понравились читателям.

А.Барто часто можно было увидеть среди ребят. (Слайд №3) Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: "Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное". Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

1. А знаете ли вы творчество Агнии Барто? (Слайд №4) Назовите:

2. Имя мальчика у которого добрая душа? (Вовка)

3. Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка)

4. Подруга Тамары, с которой она ходила парой? (Таня)

5. Стихотворение, которое начинается словами:

Весна, весна на улице
Весенние деньки: (Веревочка)

6. Продолжите:

"Три очка за:" (старичка);

"Ленточка с :" (букетом);

"Мы не заметили жука:" (и рамы зимние закрыли);

"Лешенька, Лешенька, сделай одолжение,:" (выучи, пожалуйста, таблицу умножения).

Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно присматриваться, нужно знать их интересы, увлечения. Чувствовать, о чем они думают. (Слайд №5) Есть у Агнии Львовны одна необычная книга "Переводы с детского". Агния Барто много путешествовала, была в Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила стихи "невеликих поэтов" - так она в шутку их назвала. "Переводы с детского" - это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок. Этот сборник оформлен рисунками учеников художественных школ. Всю жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. (Слайд №6) На нем крупным, четким почерком написано:

Уронили мишку
На пол:
Ю. Гагарин

Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями.

Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее есть несколько сценариев для кинофильмов: "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Черный котенок" и другие. Многие стихотворения А. Барто стали песнями: "Любитель-рыболов", "Любаша", "Лёшенька, лёшенька".

Агния Барто была не только детским автором. (Слайд №7) В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент "Комсомольской правды".

С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу "Найти человека". Ей удалось соединить 927 семей разлученных войной. Из полученных писем была составлена в 1969 г. первая книга прозы "Найти человека".

4. Работа над стихотворениями Агнии Барто "Докладчик" и "Требуется друг". (Слайд №8)

Давайте предположим, каков может быть характер стихотворений "Докладчик", "Требуется друг".

Прочитайте самостоятельно стихотворения.

Какой общий заголовок вы бы дали к этим стихотворениям Агнии Барто "Юмористические портреты" или "Сатирические портреты"? Почему?

Давайте вспомним понятия "сатира" и "юмор". 

Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Юмор -

  • понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь;
  • насмешливая, шутливая речь.

Прочитайте выразительно стихотворение "Докладчик" и "Требуется друг". Постарайтесь при чтении сохранить сатирическую направленность стихов.

Над чем смеется поэтесса в стихотворениях?

В стихотворении "Докладчик" А. Барто весело смеется над такими докладчиками, которые красиво и бодро говорят с трибуны о труде и самостоятельности: "Нужен труд всегда, везде", но как только дело коснется их самих и самим нужно совершить самое небольшое усилие, ну вот хотя бы поднять с пола бумажку, -

"Тут докладчик морщится:
- На это есть уборщица!"

В стихотворении "Требуется друг" А. Барто поднимает серьезную тему. Она ведет откровенный разговор об отношениях между ребятами, о дружбе настоящей и мнимой. О девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ее дружба никогда не бывает бескорыстной.

После того как были напечатаны стихи в газету "Пионерская правда" в рубрику "Почта А.Л. Барто" стали приходить сотни писем. Стихи, как писали юные читатели "Попали в яблочко, в самую середину!", задели за живое. Взволновали ребят правдой, откровенностью, серьезностью разговора на важные темы: о дружбе, о порядочности, об отношениях между людьми. Стихи вошли в ребячью жизнь.

5. Самостоятельная работа уч-ся в группах с сатирическими портретами (5 групп)

Дети поделены на пять групп. Каждой из них предложено одно из стихотворений:

"Леночка с букетом"

"Шефы"

"Копейкин"

"Три очка за старичка"

"Квартет"

Стихотворения обсуждаете в группах по плану.

План работы.

Прочитайте стихотворение.

Каков главный герой? (Найдите точные слова)

Каковы другие герои?

Решите вместе, о каких ребятах эти стихи? Над чем смеется автор?

Прочитайте стихотворение так, чтобы это поняли и слушатели.

6. Составление коллективного портрета антигероя А. Барто (обсуждение в классе).

Учащиеся зачитывают меткие слова и фразы, обозначают проблему в отношениях героев. ("Леночка с букетом", "Копейкин", "Квартет", "Шефы")

Инсценировка стихотворения "Три очка за старичка". (Выходят три девочки и два мальчика. Одна девочка начинает писать на доске, остальные дети садятся за столы).

Автор:

Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.

(Классная доска вся в цифрах)

Девочка (1)

За помощь маме - два очка,
За помощь брату малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка -
Водил он в гости старичка

Мальчик:

За это мало трех очков!-

Автор:

Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки.

Мальчик:

Три очка за старичка!?
Я требую прибавки!
Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня.

Автор:

Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.
А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:

Девочка (2):

И трех очков не дали мне
За добрые поступки!

Девочка (3):

И я не этого ждала,
Когда купала братца,
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!

Автор:

Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна.
Тогда поступку грош цена!

Мы увидели с вами, ребята, что стихи А. Барто сценичны, она драматург. Название этого стихотворения стало веселой острой поговоркой "Три очка за старичка!".

7. Итог урока.

Согласны ли вы, что стихи Агнии Барто - это "незаметное воспитание"? (Слайд № 9)

Объясните вашу точку зрения. (Читая сатирические стихи Агния Барто, дети смеясь над недостатками характера, воспитания, стараются исправиться. Ребята задумываются над своими недостатками и хотят их исправить. Автор направляет свое жало сатиры против дурных замашек, лентяев, зазнаек, эгоистов, тех кто не умеет слажено работать, договариваться, против тех, у кого дела сводятся к очередной галочке. Образы героев заставляют задуматься: а нет ли у нас самих - или у наших друзей, подруг некоторых похожих черт).

Автор убежден, что читатель поймет и острый юмор и сатиру. Поэт верит в своего читатели, разговор ведет в стихах, не от своего имени, от лица "соседки по парте", становится на место ребенка, обращаясь к лентяям, зазнайкам, эгоистам, говорит без поучений, нотаций. Высмеивает настолько колко своих "героинь" и "героев", что врядли они захотят снова попасться ей на язык?

Сатира Агнии Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка.

Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто. И сколько бы лет не прошло, стихи А.Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа.

Поэтические сокровища А.Барто будут принадлежать во все времена всем поколениям (портрет).

8. Рефлексия.

Ребята, ответили ли мы на поставленный вопрос урока?

Вам интересно было на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока? (покажите мимикой).

Приложение.