Состав слова. Слова с двойными согласными (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • отследить уровень усвоения изученного материала по теме;
  • помочь учащимся определить свой уровень усвоения данной темы.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить, систематизировать знания по теме "Состав слова. Правописание слов с двойными согласными".
  • Развивающая: развивать у учащихся познавательную активность. Обогащать словарный запас.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • проектор, экран
  • карточки с заданиями
  • слова с двойными согласными (карточки)

Ход урока

I. Организационный момент.

(На доске написаны пословицы и поговорки.) 2 слайд (приложение)

  1. На воре шапка горит.
  2. По Сеньке и шапка.
  3. Шапку в охапку и бегом.
  4. Шапками закидаем.
  5. Поспел к шапочному разбору.

Прочитайте пословицы и поговорки.

Какое слово повторяется?

Являются ли они родственными?

Это словообразование или словоизменение?

Назовите окончания в этих словах.

Назовите орфограмму в слове шапка.

Назовите его пару (б)

Назовтте пару ш (ж))

Чистописание бб жж

II. Работа по расширению словарного запаса детей

(Учитель читает стихотворение.)

В жару, и в злые холода,
И в дождик без нее - беда.
Ты, собираясь в дальний путь,
Возьми-ка шапку, не забудь!

А знаете ли вы, что шапка - слово не русское? Оно давным-давно пришло в наш язык из французского, а произошло от двух похожих! слов: "шапо" - шляпа и "шап" - покрышка. Слово понравилось и быстро прижилось на Руси. А народ сложил о шапках немало остроумных, метких пословиц и поговорок.

(Учитель раздает распечатки объяснений разных пословиц и поговорок о шапке. Разбор пословиц.)

"Шапку в охапку и бегом". Так говорят про труса, который, испугавшись чего-то, спешит поскорее удрать. Он даже шапку свою не успевает надеть: схватит на ходу и мчится, зажав ее в руке.

Поговорка "Поспел к шапочному разбору" о любителях опаздывать. Все собираются домой, надевают пальто, шапки разбирают, Е а он только-только явился. Про такого и скажут: "Опоздал - поспел к шапочному разбору".

А замечательной пословицей "На воре шапка горит" связана такая история

Однажды жулик что-то украл на базаре. Но один находчивый случайно заметил это и громко крикнул: "На воре шапка " От неожиданности жулик испугался, схватился за шапку и сдёрнул ее с головы. Тут все сразу же увидели: вот он, вор!

Выражение "Шапками закидаем!" означает "легко одолеем, без труда". На словах-то все просто, а на деле?

Поговорка "По Сеньке и шапка" имеет два смысла.

Представьте себе: живет на свете Сенька-лентяй. Делает он все кое-как, неопрятен да неряшлив. Шапку - и ту носит мятую да грязную, Посмотрят на него люди и скажут с усмешкой: "По Сеньке и шапка!"

А может, Сенька - не лентяй, а напротив, аккуратный да умелый. И сам всегда опрятно одевается, и шапка у него - просто загляденье. Тогда ведь тоже можно сказать: "По Сеньке и шапка!" Но не с усмешкой, а с уважением.

"Дело в шляпе" - так говорят об успешном завершении какого-то дела, когда все хорошо, все в порядке. А пришло это выражение в русский язык еще в стародавние времена. Несколько столетий назад, когда почты в теперешнем ее виде не существовало, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало разбойников, и сумка с пакетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги, или, как их называли, дела, зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло выражение "дело в шляпе".

Слово "шапка" мы произносим довольно часто. Люди придумали много разных шапок.

III. Посмотри на рисунки и вспомни, что это за головные уборы. 3 слайд

Физкультминутка.

IV.

Слышим плач девочки. 4 слайд

- Что же случилось?

Грамматическая сказка. "Про девочку Аллу"

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила двойку.

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать свое имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? - спросила ее учительница.

Я не знаю, как пишется мое имя.

Учительница с улыбкой посмотрела и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.

А вы, ребята умеете писать слова двойными согласными.

V.

Игра "Кто быстрее" (на доске)

Работа проходит по рядам. Ученики по очереди выходят к доске и вписывают пропущенные буквы в слова.

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
аллея аккуратный коллекционировать
шоссе медленный рассказывать
хоккей металлический субботничать
расстояние килограммовый жужжать
группа утренний рассветать

- Что общего в словах каждого столбика? ( Ответы детей.)

Разобрать по составу 1-2 столбик по цепочке.

VI.

5 слайд.

Девочка, Алла, приготовила для вас задания.

- Посмотрите, в каком национальном костюме она? (татарский)

- Как называется её головной убор? (калфак)

- Смотрим задания.

6 слайд- задание по выбору.

1. Задание на пять на "5"

1. Кроссворд

 

Подберите нужное слово и запишите его по горизонтали.

  1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
  2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.
  3. Место, где продают билеты.
  4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.
  5. Дорога, покрытая асфальтом.

2. Задание на "4" 7 слайд

Напиши слова с двойными согласными в алфавитном порядке и раздели слова для переноса.

ССОРА, АППАРАТ, КОННИЦА, КОМИССИЯ, МИЛЛИОН, ГРАММАТИКА, ЭКСПРЕСС.

3. Задание на "3" 8 слайд

Разделите слова для переноса.

РУССКИЙ, ИСКУССТВО, АККУРАТНЫЙ, АНТЕННА, ОТТОЛКНУТЬ, РАССКАЗ, ПОДДЕРЖАТЬ, БАССЕЙН.

VII.

Запись в тетрадь.

Замени следующие словосочетание одним словом.

  1. Больничный лист. (Бюллетень.)
  2. Товарищ по работе. (Коллега.)
  3. Вид городского транспорта. (Троллейбус.)
  4. Популярная игра на льду. (Хоккей.)
  5. Спортивный бег. (Кросс.)
  6. Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
  7. Один из видов игры в мяч. (Теннис.)
  8. Обучение животных. (Дрессировка.)
  9. Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)
  10. Помещение в школе. (Класс.)
  11. Сквозной проезд, прорытый под землей. (Туннель.)
  12. Свидетельство об окончании средней школы. (Аттестат.)
  13. День недели. (Суббота.)
  14. Женские имена. (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна.)

Физкультминутка

VIII.

Грамматическая сказка

"Новые друзья корней"

Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам.(Ведь приставки женского рода.)

Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.

Вместе работать всегда интереснее и веселее. Хотите попробовать?

Дети самостоятельно выполняют работу.

Тест

1. Часть, без которой слово не может существовать?

а) суффикс;

б) корень;

в) окончание.

2. Корень - это:

а) общая часть родственных слов;

б) общая часть слов

3. Суффикс служит для связи слов в предложении

а) да

б) нет

4. Приставка служит для образования новых слов

а) да

б) нет

5.Основа слова может состоят из

а) корня, суффикса, окончания

б) корня, суффикса

9 слайд

Следующее задание Аллы.

- Посмотрите, в каком национальном костюме она? (русский)

- Как называется её головной убор? (кокошник)

10 слайд

Найди ошибки, разбери по членам предложения.

В васкресенье группа рибят паехала за горат.

(Работа детей)

11 слайд

Проверка задания. Ответы детей

IX. Подведение итогов. Выставление оценок. 12 -13 слайд.

X. Домашнее задание

  1. Работа по учебнику стр.89, №167.
  2. Задания по карточкам (по выбору.)

На "5"

Выдели в словах ту часть, которая указана в названии столбика. В каждой строчке составь из выделенных частей слово. Запиши получившиеся слова.

приставка корень суффикс окончание слово
полёт краска дочка папа  
пошёл слово лисица берёза  
послал дарит холодок мост  

На "4"

Выдели части слов.

Лисица, нора, дятел, белочка, дерево, сова, походка, пирожок, прибрежный, пригорок.

На "3"

В каких словах нет приставки?

Причёска, полянка, отметка, отпуск, прогулка, приказ, завтра.