Урок–игра по теме "Водоемы как природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Целеполагание для учителя: познакомить учащихся с водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма. Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества водоёма. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Целеполагание для ученика: знать названия растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных). Понимать значение связей между членами сообщества пресного водоёма, уметь рассказать о них. Знать правила поведения вблизи водоёмов и соблюдать их.

Оборудование: фотографии с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки; буквы В О Д О Ё М; плакат с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; альбомные листы и фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен! [1]

Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.

Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то ученик, который его сказал, может открыть любую букву.

На доске карточки с буквами. Ответ: ВОДОЁМ

Загадки: [2]

1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)

 4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)

5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)

6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)

Учитель:

Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ

Дети:

Море. Так как это не пресный водоём.

Учитель:

На уроке будем говорить о пресных водоёмах. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах растительного и животного мира, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём.

Как вы представляете, что такое водоём?

Представление учащихся о водоёме.

Учитель:

Итак, водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски.

Звучит музыка изображаемая шум воды. Показать картины с изображением озера, реки, пруда, болота.

В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоёмы. Какие бывают пресные водоёмы?

Дети:

Естественные водоёмы - это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека.

Искусственные водоёмы - это водоёмы, которые создал человек.

Учитель:

Приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и как они образуются.

Дети:

Если понижение замкнуто, и воде некуда деться, образуется озеро. Это естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы. Они называются пруды.

Учитель:

Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?

Дети:

Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.

Учитель:

Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает.

Начинаем первый этап игры. Посмотрите на картинки и запишите в два столбика названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.

Растения Животные
Лотос

Осока

Рогоз

Стрекоза

Раки

Лягушки

Щука

Проверка в устной форме.

3. Физкультминутка.

Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно речное. [1]

4. Работа над новым материалом. Введение новых понятий.

Учитель:

На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А так же есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма - прибрежные или водяные - хорошо приспособлены к своей среде обитания. Давайте отгадаем некоторые из них.

Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)[2]

Учитель:

В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы. Следующие загадки об этих обитателях.

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)

На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их  немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)

Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки) [2]

 Мы переходим к следующему этапу игры. Теперь нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим "Водяные цепочки".

Эпиграфом к этой работе возьмем один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером: "Всё связано со всем". Проверим этот закон на примере, попробуем связать рогоз и цаплю. (Рогоз - комар - лягушка - цапля).

Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.

5. Проектная работа "Сообщество пресного водоёма". Работа в группах.

На доске плакат с изображением водоёма.

Учитель: Сейчас, на третье этапе игры, мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания, а так же атласы - определители выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов: растения и животные. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоём растительный мир, а 2 группа - животный мир.

Работа по группам.

Учитель:

Проведите экологические линии - связи. Сделайте вывод.

Дети:

Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.

6. Составление правил поведения вблизи водоёмов.

Учитель:

Наша природа - настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.

На четвёртом этапе игры нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:

Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?

Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.

Учитель:

Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?

Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Учащиеся рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.

7. Подведение итогов.

Учитель:

В виде фронтальной беседы:

Что узнали на уроке нового?

Какое значение имеют растения водоёма для жизни животных и человека?

Дети:

В пресном водоёме обитают разнообразные живые организмы, Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны. Значение для животных - кислород, дом, пища, а для человека - кислород, пища, красота. Природное сообщество необходимо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

8. Домашнее задание.

Попробуйте решить кроссворды. Нужно в пустых клетках написать обитателей пресного водоёма. Если не знаете каких - то названий, то ответы можешь найти в справочниках, атласах - определителях, энциклопедиях.

Литература:

  1. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. Москва. "ВАКО". 2004.
  2. Учите детей отгадывать загадки" Ю.Г. Илларионова. Москва. Просвещение. 1985.