Создание единого эколого-развивающего пространства в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Колокольчики звенят сердечно,
Запоют весною соловьи.
Красота природы будет вечной,
Только не жалейте для нее
своей любви.

Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию соответствующей эколого-развивающей среды (Приложение 1).

Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства [1].

Эколого-развивающая среда МДОУ № 48 включает в себя следующие компоненты Уголки в группах (Приложение 2):

  • Экспериментальные;
  • Природы;
  • Выставочные.

Экологическая комната

  • Комнатные растения и картотека к ним;
  • Карты звездного неба;
  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
  • Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
  • Макет "Скотный двор";
  • Природный материал;
  • Оборудование для ухода за живыми объектами.

Минилаборатория

  • Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
  • Микроскоп;
  • Природный материал.

Библиотека

  • Познавательная литература о природе;
  • Литература по уходу за животными;
  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Территория детского сада

  • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
  • Различные породы деревьев.

Огород, цветник

  • Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры ( свекла, картофель, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника).

Экологический театр

  • Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;

Аудиозаписи.

  • Экологический музей "Зеленый островок"

Растения и животные, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.

Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада имеется "Зеленая комната". В ней расположен большой аквариум с различными водными обитателями, большая клетка с кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - растения. Есть место для столов, за которыми занимаются дети. Так же в "Зеленой комнате" расположена зона коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска. В равной степени это "экологическое пространство" может использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

В ДОУ оборудована мини-лаборатория для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. В группах оборудованы мини-лаборатории начиная с раннего возраста.

С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

В прошлом году в ДОУ был организован экологический театр "Солнечный круг". С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого "Экологического пространства большую помощь оказали родители: изготовили атрибуты, декорации, сшили костюмы. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Экологический музей "Зеленый островок" расположенный перед музыкальным залом, несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами, явлениями природы. В музее постоянно проходят тематические выставки детских работ.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

Работая в данном направлении, детский сад использует метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.

Педагогическим коллективом ДОУ налажено тесное сотрудничество с организациями социума, такими, как: Альпийский полярный ботанический сад-институт, ООО "Индустрия", КНЦ. При их участии удалось разработать и внедрить проект муниципального уровня "Зеленый островок" по реализации городской целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в г. Апатиты"

Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья.

Задачи проекта:

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений о растениях в природе, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту.

Установить контакты и взаимопонимание между педагогами, родителями, общественными организациями.

В результате работы на участке ДОУ высажено более двадцати пород деревьев, создана "Зона отдыха", оборудован цветник и огород.

Огород традиционен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении.

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Литература:

  1. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 2.