"История денег. Нумизматика - наука о деньгах". Урок истории в 3-м классе по программе Е.В. Саплиной, А.И. Саплина

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • знакомство с историей денег
  • раскрытие сущности денег как нравственной категории
  • привитие интереса к науке нумизматике и предмету история
  • формирование навыков работы с текстом и самостоятельной работы на уроке

Оборудование: монеты, учебники и рабочая тетрадь, карточки-задания, цветные карандаши, отрывки из произведений А.С. Пушкина, Э. Успенского, А.Н. Толстого.

Понятия: рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка, нумизматика, этнография, экономика.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на уроке истории мы поговорим о деньгах. Что за таинственная сила в них скрыта? Откуда они взялись? Как к ним относится? Вопросов много, и сегодня мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы. А прежде чем мы совершим путешествие в историю денег, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

а) Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор?

- Клад: - это деньги такие и сокровища, которые люди в земле спрятали. Разбойники всякие.

- А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас. (Кот Матроскин и Шарик в произведении Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот".)

б)

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с Бабою - Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет

Там русский дух: там Русью пахнет.

А где это там? Из какого произведения отрывок? (В Лукоморье. Пушкин. А.С. Из поэмы "Руслан и Людмила".)

в) Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету?

": на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: крякс, пекс, фекс, - положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. ( "Золотой ключик, или приключения Буратино" А.Н. Толстого)

Что общего между этими отрывками, что их объединяет? (деньги)

А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в историю денег.

7 тысяч лет назад - живые деньги

рыба

меха

жемчужины

клыки и хвосты

раковины и перья и т.д.

Фея - огромные каменные круги диаметром до 3,5 метров и весом до 5 тонн. Монеты - феи лежали перед домом владельца и символизировали достаток (о. Яп, западная часть Тихого океана).

Статер - монета из сплава золота и серебра.

Тетрадрахма - афинская серебряная монета с изображение богини Афины.

Родина бумажных денег - Китай (7 век).

Флорины - золотые монеты Италии.

27 веков назад в Лидии (Эгейское море) стали чеканить монеты из сплава золота и серебра.

1550 - первая машина для чеканки денег (Германия).

1799 - появился первый серебряный доллар

1769 - бумажные деньги в России ввела Екатерина II

гривна - рубль - полтина - резак - копейка - деньга

Что изображали на монете?

  • правителей, царей
  • спортивные игры и празднества
  • божества и священных животных
  • театры и другие архитектурные памятники

Работа с текстом учебника и рабочей тетрадью.

  • чтение текста, стр. 62-63.
  • работа по тексту учебника, стр. 68-70.
  • запись ответов в рабочей тетради, стр. 45.

Работа с карточками- заданиями.

Задание 1. Работа с пословицами.

Выберите пословицы, которые учат бережливости и пословицы, которые предостерегают от бед.

Деньги любят счет.

Через золото слезы льются.

Без нужд живет, кто деньги бережет.

Лишние деньги - лишняя забота.

Копейка рубль бережет.

Задание 2. Определение потребностей.

Назовите потребности, которые можно удовлетворить за деньги, а которые за деньги удовлетворить нельзя.

Модные вещи, одежда.

Пища.

Дружба и любовь.

Развлечения.

Хорошо устроенный быт.

Уважение близких.

Хорошее здоровье.

Задание 3. Обсуждение проблемы: "Деньги - это великое изобретение человечества, или зло, от которого нужно избавиться?"

Подведение итогов урока. Домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 46 - устно, стр. 47 - пересказ.