Урок русского языка во 2-м классе по УМК "Школа России" по теме "Употребление предлогов в речи"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: Презентация, техсредства (компьютер, мультимедиа, экран), карточки.

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки употребления предлогов в речи, написания раздельно от других слов;
  • учить видеть орфограммы в тексте;

Развивающие:

  • развивать память и орфографическую зоркость;
  • способствовать информационной культуры у учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.
Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!

Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постараемся открыть новое. На наш урок пришёл мальчик Алёша. Он хочет проверить ваши знания и сам узнать новое. (2 слайд)

2. Работа в тетради.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Какое время года наступило? (весна)

Алёша приготовил для вас весеннее четверостишье С.Маршака.(3 слайд)

Рыхлый снег темнеет : марте,
Тают льдинки : окне.
Зайчик бегает : парте
И : парте : стене.

Но что это? Некоторые слова исчезли. Прочитайте это стихотворение, вставляя подходящие по смыслу слова.

(Дети читают стихотворение.)

- Как называются эти слова? (Это предлоги.)

Тема нашего урока "Употребление предлогов в речи".(4 слайд)

- А что мы знаем о предлогах?

(Предлог-это часть речи, это отдельные самостоятельные слова, но к ним нельзя поставить вопросы, они не изменяются. Предлоги служат для связи слов в предложении. Они пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлог указывает, что существительное стоит не в начальной форме.)

- Молодцы! Перечислите какие предлоги вы знаете.(Дети перечисляют предлоги).

На следующей строчке запишите предлоги, которые по вашему мнению встречаются в нашей речи наиболее часто.

- Прочитайте предлоги которые вы записали.

3. Новый материал.

Предлог - греческое слово переводится как стоящий "перед словом". В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.(5 слайд)

Прочитайте предлоги состоящие из одной буквы, 2букв, 3букв, 4букв, 5букв и из большего количества букв.

Алёша приготовил для вас пословицу.

На доске.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Прочитайте и объясните, как вы её понимаете.

(Всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь.)

- Есть ли в этой пословице предлоги? Какие?

Спишите эту пословицу. Надпишите над словами знакомые части речи.

(1 ученик у доски)

4. Работа по учебнику. (с.57 упр.89)

- Можно ли обойтись в нашей речи без предлогов? Почему?

(Предлоги связывают слова в предложении по смыслу.)

Прочитайте задание. Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подчеркните предлоги.

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Проверка. Прочитайте первое предложение так, как оно записано. Какое слово вставили?(6 слайд)

5. Физминутка.(7-14 слайд)

6. Работа по учебнику.(с.58 упр.90)

Прочитайте слова. Какие буквы в них пропущены?

(ученик, карандаш, пенал -словарные слова, пропущены безударные гласные.

Положил -жи, ши).(15 слайд)

Произнесите словарные слова орфографически ,а теперь орфоэпически.

Какой предлог надо добавить, чтобы из этих слов получилось предложение.

Какие предложения у вас получились? А какое предложение вам кажется самым удачным?

Запишите составленное предложение. Надпишите над словами знакомые части речи. (1 ученик у доски). Проверка.(16 слайд)

7. Работа по карточкам в парах.

У вас на партах лежат карточки. Работая в парах подчеркните все предлоги встретившиеся в тексте.

Карточка. " Найди предлоги."

Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счёт до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы под деревом искал:Кто все предлоги здесь узнал?

Посчитайте, сколько предлогов вы подчеркнули? (22) Давайте проверим.

Алёша для вас приготовил новое задание. Вставьте предлоги в стихотворение.(17 слайд)

Алёша рад: пришла весна,
: саду тепло и сухо
И : классе :окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал : мухой наблюдать.
: окно она влетела,
Она то сядет : тетрадь,
То : кусочек мела.

Прочитайте стихотворение которое получилось. (1-2 ученика)

9. Физминутка: "Муха".

10. Отгадайте, какие предлоги здесь зашифрованы. (18слайд.)

11. Итог урока.

С какой частью речи мы работали на уроке?

Для чего нужны предлоги в речи?

С какой частью речи никогда не пишутся предлоги?

Шуточные вопросы - загадки.

Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?(19 слайд)

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?(20 слайд)

Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?(21 слайд)

Стихотворение.

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно. (22 слайд.)

Алёше очень понравилось, как вы работали на уроке. И он вам говорит::(23 слайд)

И прощается с вами.(24 слайд).

12. Оценивание учащихся.

13. Домашнее задание. (упражнение 92. Вставьте подходящие по смыслу предлоги).

Приложение 1.