Урок русского языка "Правописание слов с двойными согласными"

Разделы: Начальная школа


1. Орг. момент.

2. Сейчас у нас урок русского языка. Мы учимся писать грамотно и красиво. Совершенствовать каллиграфию нам помогают минутки чистописания.

-Посмотрите, соединения каких букв мы будем сегодня прописывать.

мо мк ма мб мр мл мь

-На что нужно обратить внимание?

3. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие. Подчеркните в чистописании буквы, которые не повторяются, составьте из них слово, и вы узнаете, на чем мы сегодня будем путешествовать.

Какое слово получилось?

- Корабль.

- Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

- В этом слове 7 букв, 6 звуков, потому что Ь не обозначает звука.

- Поставьте ударение в этом слове. Что заметили?

- В этом слове безударный гласный звук. Можно попробовать проверить слово. Пробуем изменить слово, и подбираем однокоренные слова. Корабль, корабли, кораблик - на 1 слог ударение нигде не падает, значит, в этом слове безударный гласный нужно запомнить, это словарное слово.

- Составьте предложение, о том, куда мы с вами отправляемся, используя данное слово.

- На корабле мы отравляемся в путешествие.

- Запишите предложение и объясните орфограммы в данных словах.

- На какие слова при написании обратили внимание?

- На корабле - написание предлогов с существительным, пишется раздельно, на красивом корабле. В существительном 2 безударных гласных, в 1слоге-непроверямый, во 2 слоге - проверяемый - корабль. В слове отправляемся - непроверяемый безударный гласный о в приставке, проверяемый в корне - отправимся. В путешествие - сложное слово, соединительная буква е, раздельное написание с предлогом - в интересное путешествие.

4. Часто корабли в море сопровождают игривые и сообразительные животные. Они развивают скорость до 50 километров в час. Кто они?

- Конечно, это дельфины. Сегодня они будут сопровождать нас, и сделают наше путешествие интересным и познавательным.

Дельфины приготовили для вас 1 задание. Прочитайте запись на доске.

Списывание.

Если в море много сора,
В море может вспыхнуть ссора.

- Какие слова вам не понятны?

- Запишите предложение в тетрадь и подчеркните слова, одинаковые по звучанию.

- Можно ли назвать их родственными?

- Закройте ушки пальчиками и произнесите эти слова вслух.

- Чем отличаются эти слова при произношении?

- В слове ссора первый звук произносится долго.

- Молодцы, действительно, в слове ссора 1 звук мы произносим дольше, чем во 2. Кто догадался, как долгий звук обозначается на письме?

-Двумя буквами.

- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с 83 и прочитайте правило.

- Наше предположение оказалось верным? Как же на письме обозначается долгий звук?

- Можно ли проверить написание слов с двойными согласными?

- Нет, написание этих слов нужно запоминать или сверять с орфографическим словарем.

-Наши друзья приготовили вам еще одно интересное задание. Посмотрите на доску, что это?

- Это кроссворд.

- Послушайте вопросы.

  1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
  2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.
  3. Место, где продают билеты.
  4. Человек, который совершает поездку на самолете, поезде или теплоходе.
  5. Дорога, покрытая асфальтом.
1 х о к к е й  
2 а л л е я    
  3 к а с с а  
4п а с с а ж и р
5 ш о с с е    

- Что общего у этих слов?

- Это все существительные единственного числа с двойными согласными.

- Прочитайте слово по вертикали.

- Класс.

- Запишите эти слова в тетрадь и запомните. Сколько слов записали?

- 6.

- Какое значение имеет слово класс?

- Помещение, в котором проходят занятия, учащиеся.

- Вам еще долго учиться вместе, какими вы должны быть?

- Дружными.

- Дельфины могут быть примером, они умеют дружить как друг с другом, так и с людьми. Они приготовили для вас еще одно задание: используя слова данных строчек, составьте предложения и запишите их в тетрадь.

- Назовите слова с двойными согласными. Почему в них пишется две одинаковые буквы?

- Слышим долгий звук.

- Как называются эти предложения?

- Пословицы.

- Как вы их понимаете?

- Запомните их, в жизни они вам будут помогать.

5. Наше путешествие закончилось, скажем, спасибо нашим друзьям.

- Интересным было путешествие?

- Что нового узнали?

6. Д/з: с.84 №156.