Педагогические методы и приёмы эмоционального воздействия на учебную мотивацию младших школьников

Разделы: Начальная школа


Интерес как черта развивается в деятельности. На уроке важнейшим источником развития познавательного интереса является содержание учебного предмета. Однако, самого содержания учебного материала недостаточно для формирования познавательной мотивации. Обеспечение учебного процесса эмоциональным компонентом во многом определяет успешность во время урока.

Не понимая, «для чего?», ребенок вряд ли будет выполнять все требования учителя и родителей. Причина нежелания учиться действительно часто кроется в том, что ребенок не знает, чего от него хотят. Мотивация к учебе в начальной школе в основном строится не на глубоком интересе к конкретному предмету и пока еще вряд ли на желании преуспевать в будущем. Понятие ответственности для младшего школьника во многом абстрактное. Другое дело так называемый мотив высокой оценки: «пятерка» от учителя, похвала родителей – ради этого ребенок действительно готов усердно заниматься. А вот потребность к обретению новых знаний можно и нужно развивать.

Нами был проведен эксперимент с целью: определить, насколько влияет эмоциональный компонент, используемый учителем, на адаптацию ребенка к школе и его успеваемость.

При поступлении детей в школу мы, проводя собеседование, выявили различные уровни умственной, мотивационной, эмоциональной готовности к обучению, а так же готовности к общению со сверстниками и учителем.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе по данным исследования имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс.

С родителями первоклашек в начале учебного года была проведена игра-вопрос: «Ваш ребенок пошел в школу. Это и для Вас серьезное событие. Какие чувства испытываете в данный момент, вот в эту минуту?» Ответы были честными и интересными. На начало учебной деятельности у родителей радостно-волнующее настроение, хотя присутствует процент опасения, что ребенок не добьется тех результатов в обучении, каких ждут мамы и папы.

Для определения уровня развития школьной мотивации с первоклассниками в конце первой четверти была проведена методика «Беседа о школе». С этой целью учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
    • не очень;
    • нравится;
    • не нравится.
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома;
    • бывает по-разному;
    • иду с радостью.
  3. Если бы учитель сказал, что в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
    • не знаю;
    • остался бы дома;
    • пошел бы в школу.
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
    • не нравиться;
    • бывает по-разному;
    • нравится.
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы;
    • не хотел бы;
    • не знаю.
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю;
    • не хотел бы;
    • хотел бы.
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    • часто;
    • редко;
    • не рассказываю.
  8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    • точно не знаю;
    • хотел бы;
    • не хотел бы.
  9. У тебя в классе много друзей?
    • мало;
    • много;
    • нет друзей.
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?
    • нравятся;
    • не очень;
    • не нравятся.

Результаты опроса: нравится общаться в школе – 40%, ходят в школу по принуждению – 35%, имеют более высокий уровень сформированности учебной мотивации – 25%.

Для диагностики эмоционального состояния класса на всех этапах учебного занятия мы использовали «цветописи Лутошкина», основанные на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтением в выборе определенной гаммы цветового спектра. Обучающимся предлагалось оценить цветом свое настроение. Мы применили эту методику первый раз с ребятами шестилетками для изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата только что создавшегося коллектива, самочувствия личности каждого ребенка в коллективе. Все очень просто. Полотно-фланелеграф вывешивался в классной комнате, рядом находилась корзиночка с набором разных геометрических фигур разных цветов, каждый из которых по методике Лутошкина обозначает определенное настроение. Дети, придя в класс, сразу же брали фигурку того цвета, какому соответствует настроение на данный момент. Это же действие повторялось после окончания уроков. Иногда учитель предлагал оформить полотно «настроением» перед контрольной работой, после зачета, после обсуждения какого-либо художественного произведения.

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносились в цветоматрицу коллектива. Она дала возможность “увидеть” настроение коллектива, позволила оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний учащихся, проследить за развитием настроений каждого ребенка. Замеры показали, что методика выполняет психотерапевтическую функцию: у детей появилась необходимость и потребность рассказать о своем настроении, поделиться тем, что на душе. Учитель сделал вывод о том, что в классном коллективе недостаточно благоприятный психологический климат, то есть имеются напряженные отношения.

Создалась та ситуация, когда необходимо пересмотреть подход к работе, к методам и приемам, к организации и проведении уроков на более высоком эмоциональном уровне. Чтобы детям было интересно, радостно от процесса обучения, следует придавать эмоциональную окраску урокам. Дети всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей. Поэтому педагог ставит перед собой задачу: создать на каждом уроке условия, способствующие всестороннему проявлению стремлений – познавать, общаться, самоутверждаться, и поможет этому добрая улыбка учителя. Необходимо создать у детей такое настроение, чтобы повысилась их учебная мотивация, и, как следствие этого, качество обучения.

Учитель в зависимости от содержания урока, должен организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл.

Ясно, что для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых:

  • четко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех;
  •  умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения;
  •  эрудиция учителя;
  •  эмоциональность изложения.

Учитель добьется прекрасных результатов, если постарается обеспечить деятельность малышей эмоционально: будет сам рассуждать вслух и на виду у всех действовать с предметами, т.е. сделает наглядным то, как мыслить и действовать; будет давать специальные задания, решение которых станет невозможным без напряженной мысли; создаст условия, при которых дети смогут свободно рассуждать, доказывать, опровергать, сомневаться. Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Приемы эмоциональной регуляции, которые мы использовали во время эксперимента: переключение внимания, композиционное моделирование, психомоторные упражнения, экспрессивная выразительность, цветовое воздействие, использование ярких цитат и парадоксальных случаев, импровизированное сюжетно-ролевое комментирование, мультипликации, музыкальное воздействие.

Руководствуясь принципом «Не навреди», были использованы различные методы и приемы, направленные на формирование у детей учебной мотивации.

Основная цель - это формирование у детей эмоционально-положительного отношения к школе.

Учителю, работающему в рамках развивающего обучении известно, что у детей повысится активность на уроке, если материал не будет преподнесен в готовом виде, а возникнет проблема, решение которой осуществят сами ученики. Исследование на любом «занковском» уроке – яркий пример эмоциональной обеспеченности учебной деятельности.

Соревнование – явление, по существу, эмоциональное. Это не только вид деятельности, но и способ актуализации определенных эмоциональных состояний. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться.

На уроке математики мы предлагаем полет-соревнование «Кто быстрее долетит до объекта». Объяснение: «Первая команда полетит на самолете, вторая на ракете, третья на ….арбузе!» Дети в недоумении: «Почему на арбузе?» «Потому что это необычно, весело и, я думаю, быстрее». Звучит небылица:

«По небу арбуз летит,
он чирикает, свистит:
я горчица, я лимон,
я закрылся на ремонт».

Ученики смеются, а затем с удовольствием выполняют задания «полета».

Эмоциональное окрашивание мы чаще использовали при изучении новых тем или довольно легких, или при малоинтересном материале.

По примеру педагога Е.Н.Ильина, в конце учебного года проведен ряд «майских уроков». В день открытых дверей родителям были продемонстрированы дидактические игры, используемые учителем в работе, и дан совет повторить это дома, и не раз. На родительских собраниях, где часто родители просили совета: «Что делать, как заставить его учиться?», мы перечисляли методы и приемы, которые использовали, советовал и прислушаться и попытаться делать то же самое дома.

Учащемуся с низким уровнем мотивации было предложено задание, сопровождающееся фразой: «Посмотрим, кто это задание выполнит лучше (или быстрее), «Посмотрим, какая группа будет активнее» и т.п. «Ты сомневаешься, что можешь выполнить эту работу? Что ж - покажи, на что ты способен!» «Подобное задание выполнил такой-то ребенок, а как получится у тебя?» То есть создается «звездный» эталон достижения. Похвалив при всех усердие этого ученика за его добросовестность и трудолюбие, тем самым вселяем в него уверенность в своих умениях. Быть среди неудачников всегда неприятно. Переживание возможного неуспеха заставляет прилагать усилия, проявлять активность, чтобы уйти от полосы отчуждения.

С таким же успехом были использованы с ребятами с низким и средним уровнем мотивации принцип внезапности, неожиданности. Это прием эмоциональной атаки на человека, своего рода сюрпризная ситуация. Используется классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления.

Предложенные формы работы в младших классах средней школы апробированы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными.

Анализ материалов исследований показывает, что в результате насыщения учебной деятельности эмоциональным содержанием:

  • повысилась активность учащихся;
  • слабые ученики почувствовали уверенность в своих силах;
  • сильные ученики почувствовали необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • у детей укрепилось умение взять ответственность на себя, самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их;
  • программный материал стал усваиваться более легко и прочно;
  • отношение ко всему стало более доброжелательным;
  • в выполнении работы появилась тщательность и добросовестность;
  • результаты исследования свидетельствуют о том, что учебную мотивацию можно повысить при помощи различных методов и приемов за короткий срок.