Урок-конференция по курсу "История России XX век". Тема: "Форсированная модернизация: 1928–1938 гг." (9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


"Все прогрессы реакционны, если рушится человек".
А. Вознесенский

Цель урока: обобщение и закрепление темы "Сталинская модернизация в России", формирование у учащихся самостоятельных убеждений, как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.

Оборудование:

  • Схема "Модернизация 1928-1938 гг"
  • Таблица "Капитальные вложения в промышленность".
  • Карта "Индустриализация в годы первых пятилеток".
  • Схема "Социальная структура общества в 30-е годы".
  • Плакат "Сургут в 30-е годы".
  • Плакаты и диаграммы по культуре.
  • Исторические и литературные карточки (для каждого ученика).
  • Сравнительная таблица "Модернизация 1928-1938 гг." (для каждого ученика).
  • Экспресс-выпуск газеты.

Понятия:

  • индустриализация,
  • коллективизация,
  • тоталитаризм,
  • репрессии,
  • культурная революция,
  • элита,
  • привилегии.

Форма урока: урок-конференция.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

История 20-30-х гг. нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы и художественное изображение.

Итак, тема урока: "Форсированная модернизация". В ходе урока вы должны привести аргументы того, что модернизация была действительно форсированной, т.е. ускоренной, или наоборот, если имеете другую точку зрения. (Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь).

Перед нами сегодня выступят экономист, специалист по культуре и краевед. Так же на уроке работает пресс-группа, в состав которой входит журналист, фотокорреспондент и художник. Они подведут итоги и осветят результаты нашей работы. Вы же свои результаты, свою точку зрения отразите в сравнительной таблице (Приложение 2), которую будете заполнять на протяжении всего урока. Работаете в парах, 1 вариант отмечает позитивные стороны, 2 вариант - негативные.

2. Беседа с классом.

К середине 20-х гг., двигаясь на рельсах нэпа, экономика приблизилась к показателям 1913 г. Восстановление быстро завершалось. На очередь встала задача строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась аграрной. "Если исходить из имеющихся у нас заводов - социализма нам никогда не создать,- писал тогда председатель ВСНХ СССР Ф.Э. Дзержинский.- И количественно и качественно они для этой цели не годятся".

Когда был официально провозглашён курс на индустриализацию? (Декабрь 1925 г., XIV съезд ВКП(б)).

Дайте определение индустриализации.

По этому вопросу заслушаем "экономиста". {Выступление докладчика).

3. Рассказ учителя, работа с карточками.

- Курс на индустриализацию был взят. Что говорит о форсированных темпах? (Досрочные 5-летки).

- Ребята, что необходимо для реализации такого плана в экономике? (Финансы, рабочие руки).

Обратим внимание на таблицу "Капитальные вложения в промышленность".

Какой можно сделать вывод? Что происходит с вложениями? (Капитальные вложения в промышленность увеличились в 3,4 раза.)

Назовите источники финансирования. ( Хлебный экспорт; займы у населения: 1927 г.- 1 млрд., 1935 г.- 17 млрд.; рост эмиссии; продажа сокровищ музеев; налог на приусадебное хозяйство и подоходный с зарплаты, применение дешёвого труда рабочих, главным образом репрессированных и заключённых.)

Какая литературная и историческая карточки могут проиллюстрировать ваш ответ? (Приложение 1. И-1, Л-2).

Быстрая индустриализация нужна прежде всего для создания мощной армии. Какие карточки отражают чудовищный размах гонки вооружений? (Приложение 1. И-2,Л-1).

Какими методами пользовались для достижения целей? (Приложение 1. И-3, Л-3).

Индустриализация, проведённая методом штурма, дала результаты. В докладе уже были подчёркнуты экономические итоги. А в какой литературной карточке они отражены? (Приложение 1. Л-4, И-4).

Какая безоблачная картина. Но у прессы есть другие данные.

Выступление "журналиста".

Писатель В.А. Каверин в начале 30-х гг. приехал в Магнитогорск, чтобы описать строительство "социалистического города". Город рос с поразительной быстротой, но по нему бродили умирающие от голода женщины - жены или вдовы кулаков, работавших на стройках, и умиравших где попало. Все говорило о рабском отсутствии достоинства, в каждом слове господствовал дух напряженного подчинения. "Ясно видя прямую связь между ростом кладбищ и ростом комбинатов, я как бы старался не видеть эту связь и, стало быть, бродил по строительству с закрытыми глазами." Свою позицию отразите в таблице.

4. Беседа о политической и социальной системе страны в 30-е гг.

Модернизация коснулась и политической системы страны: складывается тоталитарный режим. Назовите основные его элементы.

Дайте определение тоталитарного государства.

Как в это время изменилась социальная структура общества? Охарактеризуйте схему.

Как может пресса проиллюстрировать этот вопрос?

Факты "журналиста".

Когда арестовали Г. Сокольникова и его жену, писательницу Г. Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили, и никто из жильцов не подошел к ней и не покормил, не приютил ребенка.

Четверо дядьев литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик... Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: "Слушай, покажи мне, наконец, где этот Иран?"

- Можно ли назвать это общество справедливым? Своё мнение отразите в таблице.

5. Выступление "краеведа".

- О том, как развивался наш край, наш город в 20-30-е гг. расскажет краевед. (Выступление докладчика).

6. Выступление "специалиста по культуре".

В 30-е годы произошла ещё и "культурная революция". Об этом нам расскажет специалист по культуре. А все не забывают заполнять таблицу. (Выступление докладчика).

7. Обобщение и вывод.

А теперь вновь обратимся к эпиграфу урока. (Прочитать.) - Что же является главной ценностью?

  • Жизнь человека.
  • Его свободы и права.

На следующем уроке мы с вами узнаем, как отразились все эти события на внешней политике СССР.

Мы подвели итог нашей работы, а пресс-группа предоставляет результат своей работы.

На доску вывешивается экспресс-выпуск газеты с обзором хода урока. Проверяются устно, а затем собираются сравнительные таблицы для выставления оценок.