Рисунок как форма опорного конспекта на уроках литературы

Разделы: Литература


Эмоциональное воображение - необходимый компонент восприятия художественного текста. При чтении произведений часть школьников не создаёт в воображении соответствующих картин. Часто читатели не только не создают в сознании зрительного ряда, но даже пропускают описания, как нечто скучное и ненужное. Учащиеся не могут в полном объёме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить, возникающие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст. На наш взгляд, данный факт объясняется и недооценкой необходимости развития у детей сфере образного мышления, чему способствует использование средств изобразительной наглядности и, в частности, опорных конспектов.

Известно, что многие учащиеся воссоздают образы и картины прочитанного неточно и даже неверно. Рисунки же, выполненные детьми на основе прочитанного текста, способствуют выявлению в известной мере того, что действительно воспринято учащимися. Рисунок помогает детям не только как-то конкретизировать, уточнить их представления о прочитанном, но и в доступной для их форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить своё отношение к изображаемому. Создавая опорный конспект-иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслил.

"Конспект" происходит от латинского слова conspectus, что означает "образ". А образ - это всегда нечто сжатое, сокращённое. В словаре С.И. Ожегова "конспект" определяется как "краткое изложение, краткая запись чего-то", а в словаре Д.Н. Ушакова сказано ещё точнее: "Краткое изложение, существенная запись чего-то". Из этих определений вытекает, что конспект - это систематизированная, логически связанная запись.

Использование опорных конспектов на уроках литературы позволяет учащимся перевести текст произведения на свой язык, то есть переформулировать его.

Нельзя составить опорный конспект к произведению, которое прочитано неосмысленно. Между опорным конспектом и пониманием существует двусторонняя зависимость. С одной стороны, чтобы схематично оформить текст, нужно его понять, с другой - работа над текстом углубляет его понимание, так как систематизируется всё, что было извлечено из текста на протяжении всей его обработки по ходу чтения.

Мы опираемся на мысль известного методиста К.Б. Бархина, который считал, что "вопрос о детском рисунке - один из важнейших вопросов, который должен серьёзно заняться педагог. Графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребёнок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель, и нас не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусствами изобразительными" (Бархин К.Б. Творческая работа по родному языку: Методическое пособие для преподавателей. 1924. Ч.1.С.119).

Что такое опорный конспект к художественного произведению? Это схемы, чертежи, таблицы, рисунки помогают к тексту, которые помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов.

Опорные конспекты включают в себя следующие этапы работы:

1) отбор самой существенной информации;

2) перевод её на свой графический язык;

3) запись полученной схемы.

Требования, которым должен удовлетворять опорный конспект:

  • должна быть выделена основная мысль автора;
  • должны быть выделены основные структурные части произведения;
  • должна прослеживаться сюжетная линия произведения;
  • опорный конспект должен быть понятен другому человеку.

Создание опорного конспекта читателя к произведению - это активный способ не только понимания прочитанного и запоминание информации, но и концентрация внимания на читаемом. В конспекте выделено главное: содержание, мотивы, герои, событийный уровень и т.д. Притом структура конспекта не обязательно должна соответствовать структуре текста. Специфика опорного конспекта - его монтаж - особенно наглядно проявлять умение ребёнка работать с текстом. В среднем звене (5-6 классы) педагоги сталкиваются с проблемой "сплошного пересказа" текста. Школьники воспроизводят "слово в слово" художественные тексты, не умея выделять существенное. Опорные конспекты позволяют решить эту проблему: формируют у читателя умение пользоваться разными видами творческого пересказа (кратким, выборочным, с задачей на синтез и др.), так как нельзя составить опорный конспект, не осмыслив произведение. Особенно велика роль опорных конспектов, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения.

Приложение.