Проектная деятельность младших школьников как средство формирования компьютерной грамотности

Разделы: Начальная школа


Предметы изучения, по мнению В.И. Вернадского, должны строиться не по отдельным дисциплинам, а по проблемам. Главный акцент надо делать на развитии умения работать с информацией и формировании стиля мышления. Важным условием выживания и работы в информационном мире будет овладение методом научного познания мира, или так называемого исследовательского стиля мышления. Исследовательское мышление даст человеку шанс на самореализацию.

Соответственно все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития, что требует разработки новых подходов к информационному обеспечению образовательного процесса и развития новых информационных технологий.

Новые информационные технологии позволяют позволять не усредненную, а индивидуально-личностную управленческую информацию, увидеть продвижение каждого ученика в процессе обучения.

Организация работы учащихся по проектам

Для формирования у обучающихся начальной школы навыков проектной и исследовательской деятельности создана комплексно-целевая программа "Росток", в которой приоритетными являются два направления: исследовательское и издательское. В ходе работы по программе учащиеся овладевают навыками работы с компьютерными программами.

Реализация программы рассчитана на 4 года:

  • в первом классе дети овладевают первичными навыками проведения микроисследований эмпирического характера;
  • учащиеся второго года обучения проводят исследования на примере учебного материала;
  • третьеклассники под руководством учителя занимаются проектно-исследовательской деятельностью;
  • четвероклассники под руководством учителя выполняют индивидуальные учебные исследования и проекты.

Методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Для работы по программе "Росток" созданы следующие методические материалы:

  • электронная презентация "Организация исследовательской деятельности в начальной школе";
  • электронный и печатный варианты брошюры "Первые шаги в науку" по организации и проведению исследований;
  • конспект вводного занятия "Исследование: Что это такое?".

Для учащихся второго и третьего класса создана мультимедийная презентация методического пособия: "Исследование: С чего начать?", а для четвероклассников - печатный вариант методички "Кто в доме хозяин?", где на примере изучения образа жизни животных в зооуголке показаны все этапы проведения и оформления исследовательской работы.

Результативность практической работы по программе "Росток"

Работа по проектам призвана научить третьеклассников:

  • поиску нужной информации в печатных источниках;
  • проводить социологические опросы и исследования на основе проведённых опытов;
  • видеть проблему и наметить пути её решения;
  • работать в команде;
  • оформлять информацию, собранную из различных источников, в электронном виде.

Результатом работы по комплексно-целевой программе "Росток" в 1-2 классе является создание серии презентаций исследований учащихся по русскому языку, литературному чтению и природоведению, а в 3 классе - создание четырёх мультимедиапроектов:

"Сохраним страну Здоровье!" по теме: "Здоровый образ жизни" (природоведение, валеология, ОБЖ), где применена интеграция двух образовательных учреждений: общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования "Полярис" (руководитель клуба "Экстрим" Брокарев А.И.);

"Мы - мончегорцы" по теме: "Твой город, твоя семья, твоё имя" (история, классный час);

"Растим цветок!" по теме: "Размножение растений" (природоведение, трудовое обучение);

"Композитор и писатель": по теме "Творчество Грига и Паустовского" (музыка, внеклассное чтение) с интеграцией двух школ: средней школы №14 и школы с углубленным изучением английского языка №8 (учитель музыки Кулешова Н.И.).

Описание работы по проектам

Работа по проекту "Сохраним страну Здоровье!" построена по принципам модульной организации учебно-воспитательного процесса и предполагает интеграцию сходных по содержанию учебных тем базисного и вариативного плана. Для реализации проекта первоначально планировалось отвести две недели, практически работа по проекту шла на протяжении двух лет.

Результатом работы третьеклассников по проекту "Сохраним страну Здоровье!" является создание учащимися пяти электронных презентаций исследований:

  • в исследовании "Курить или не курить?" группа третьеклассников путём анкетирования провела опрос сверстников и выяснила причины, по которым   они пробовали курить.
  • в коллективной работе "Кладовые энергии" дети при исследовании углеводистых продуктов опытным путём определили содержание в них крахмала.
  • в индивидуальном исследовании "Аквариум в моём теле" третьеклассник самостоятельно выбрал тему исследования и сам определил количество   воды в своем организме.
  • на примере опытов в ходе проведения исследований "Почему после селёдки пить хочется?" и "Откуда в квашеной капусте появляется рассол?" учащиеся узнали о значении и регуляции водно-солевого обмена в организме человека.

В ходе работы по проекту учащимися созданы макеты трёх публикаций:

  • в буклете "Виват, здоровый образ жизни!" школьники пропагандируют здоровый образ жизни;
  • в бюллетене "Если хочешь быть здоров!" учащихся рассказали о некоторых компонентах здорового образа жизни;
  • в брошюре "Незримый враг здоровья" третьеклассники рассказывают о травматизме и о простейших способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • в публикации "Закаливание" группа учащихся исследовала отношение одноклассников к закаливанию.

Практико-ориентированный проект "Мы - мончегорцы!" представляет собой веб-сайт класса и посвящён 70-летию Мончегорска. На страницах сайта третьеклассники разместили: публикации о символе и архитектурном облике Мончегорска, сборники сочинений и рассказов о городе и о своих семьях, презентации исследований и рассказов о себе.

Заключение

На протяжении трёх лет в классе ведётся факультативный курс "Информатика" по программе А.А. Горячева. Учащиеся класса на разном уровне владеют навыками работы с компьютером. Совместно с родителями дети по желанию готовят индивидуальные творческие домашние задания в электронном виде.

Практические навыки работы учащихся с компьютерными программами

Знания, умения, навыки

%
1. Обучающие программы по русскому языку и математике установка программ 40%
работа с программами 100%
2. Microsoft Word набор текстов изменение размера и цвета шрифта 100%
вставка картинки 60%
3. Microsoft Power Point создание слайдов, набор текстов 100%
наложение фона 80%
вставка картинок 80%
наложение звука, эффектов анимации 25%
4. Сканирование сканирование 25%
5. Копирование перенос информации на электронные носители 100%
6 Интернет самостоятельный поиск информации (в присутствии взрослых) 50%