Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Народная и литературная сказка. Любимая сказка детства…" П.П. Ершов. «Конек–горбунок»

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • знать отдельные, связанные с созданием сказки, сведения из жизни писателя, углубить знания о жанре литературной сказки;
  • уметь применять на практике теоретические знания, полученные ранее, сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события;
  • анализируя сказку Ершова "Конёк-горбунок", воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.

Оборудование:

  • Портрет П.П. Ершова
  • Тексты сказки П. Ершова "Конёк - Горбунок"
  • Видеофильм "Конёк - Горбунок" (автор сценария И. Иванов-Вано, А.Волков, режиссёр И.Иванов-Вано).

Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается:

Пословица

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок:

Пословица

Ход урока

(Звучит сказочная музыка)

Учитель:

О чем-то скрипят деревья,
И птицам опять не спится,
В лесной чащобе звери
Затеяли мудрый спор;
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски:
Тихонько скрипят деревья,
По миру ходят сказки:

Сказка:

Кажется само слово светится и звенит. Звенит серебряным, волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

С детства все люди привыкли к тому, что кроме мира, в котором мы живем с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населенный отважными молодцами, необыкновенно красивыми девицами.

Фольклорная сказка - один из видов устного народного творчества. Сказка - выдумка, но, безусловно, полезная. Сказки отражают самые разные стороны жизни.

Сказка - такой жанр, в котором за внешней простотой скрывается сложный и многообразный мир, и построены они не просто.

- Назовите композиционные элементы сказки.

(Композиция сказки :присказка, зачин, сказочные действия, концовка) (2 слайд)

Учитель: Фольклорные сказки привлекали к себе внимание писателей. И произошло чудо: мир сказки стал шире, богаче. В нем поселились персонажи, созданные писательской фантазией рядом с Жар-птицей поселили Золотой петушок, волшебная щука стала соседкой Золотой рыбки.

Литературная сказка появилась намного позже народной, выделяют несколько её разновидностей.

На доске:

Литературные сказки

воспитательная

философская

сатирическая

Воспитательная сказка (автор преподносит читателям несколько уроков и наставлений, например, Ш. Перро).

Философская сказка (автор ставит важные вопросы чести и бесчестия, добра и зла, любви и ненависти, например, С.Аксаков "Аленький цветочек").

Сатирическая сказка (автор высмеивает человеческие недостатки, например, А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде").

Учитель: К какому бы виду сказки не относили, они объединяются наличием общих черт.

Вспомните, в чем особенность сказки как литературного жанра?

На доске:

  1. сказочные события;
  2. сказочные герои, существа;
  3. необычная обстановка;
  4. особая манера повествования;
  5. композиция;

Авторы литературных сказок внимательно изучали фольклорные произведения, многие сами записывали народные сказки. Но было бы неверно думать, что они просто пересказывали народные сюжеты, в сказках писателей появились целые эпизоды, которых не было в народном творчестве, а иногда они отражали глубоко личные события и переживания.

Сегодня мы путешествуем по сказочному миру. Закройте глаза, представьте, что мы перенеслись на два столетия назад.

Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков
Я был приветствован метелью,
И встречен дряхлою зимой
И над младенческой постелью
Кружился вихрь снеговой:

Так писал о своем детстве Ершов.

Петр Павлович Ершов родился на исходе зимы, 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, недалеко от Ишима.

Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. В начале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.

На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь.

Сообщение ученика (Фото - крестильное одеялко)

"Продажа сына"

Это делалось так:

К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:

- Купи!

- А сколько возьмешь?

- Грош.

Нищий брал ребенка, немножко держал в руках, а уходя забывал взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.

И видно сбылось поверье - стал жить на земле Петр Ершов.

(Видеофильм о детстве и ярмарках).

Учитель: В детстве Ершову пришлось много ездить: семья часто переезжала с места на место. На базарах у Омска и Петропавловска почти круглый год велась шумная торговля с азиатскими гостями.

Сообщение ученицы (Фото - ярмарка)( 7 слайд)

Ярмарки.

Каждую неделю собирался базар: кто на маленьких лошадках, кто на огромных конях, кто на осликах.

А однажды встал торговый ряд караван невиданных животных - навьюченных тюками, высокие, мохнатые, каждый с двумя горбами, нижняя губа оттопырена. Подошел к одному такому хозяин - видно, что седлать хочет. А народ вокруг хохочет:

- Куда ему, тут без лестницы не обойтись!

- Видать сейчас разбегаться станет да на спину прыгать!

А хозяин поцокал, поцокал, скакун перед ним встал на колени, поднял седока и пошел - да так плавно, словно по воздуху летит.

- Смотри, Петя, - сказал отец, - это верблюд!

Именно эти воспоминания и воплотились в сказочный персонаж (сказочный конь - не бывает таких).

А зовут меня конек
И по кличке горбунок
Я хоть роста небольшого
Да сменю коня другого
Как пущусь да побегу,
Так и беса настигу.

Учитель: А как вы думаете, какого роста конек-горбунок?

Сообщение ученика.

Конёк-горбунок "ростом только в три вершка". Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. Многие думают, что рост конька, таким образом, был равен 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека - сколько вершков сверх двух аршин, для коня - сверх одного. Это значит, что герой рассказа Тургенева "Муму", немой богатырь Герасим, бывший двенадцати вершков, имел рост под два метра (71 x 2 + 52,8 = 194,8 см). Рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом.

Учитель: Вскоре перевели Ершова-отца по службе в городок Березово. Захудалый городишко, никудышный, но везде есть интересные люди и события.

Сообщение ученика о ките.

Исследователь творчества Ершова В.Г. Утков нашёл в Тобольском архиве любопытный документ, подписанный березовским исправником, купцом Нижегородцевым и отцом Ершова. Этот документ - подробное описание кита особо крупных размеров, выброшенного на берег Карского моря. Кит был уже "частию рубленный" ненцами на корм собакам. О находке этой, несомненно, много говорили и в Березове, и в Тобольске. "Петя Ершов не мог не знать о ней, - справедливо заключает В.Г. Утков, - и впоследствии воспоминание о ките с изрытыми боками, беспомощно лежавшем на берегу, наряду с другими рассказами о рыбьем царе, слышанными от бывалых людей и от книгочеев, помогло ему воплотить детские воспоминания в яркий сказочный образ".

И Северный Ледовитый океан, и горы, и леса - всё это вошло в его сознание с детства; сызмальства он ощущал вокруг себя огромные просторы. И начинается его сказка со взгляда на землю, где живут его герои, с высоты необозримой, почти из космоса - только оттуда это всё и можно увидеть

Вот и появился ещё один персонаж будущей сказки - кит.

Выезжает на поляну
Прямо к морю-океану;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба кит.

Учитель: П.П. Ершов не простой пересказчик, он - автор сказки, в своем произведении умело соединил множество персонажей и мотивов русских народных сказок.

Сказка написана легким, выразительным и певучим языком.

А.С.Пушкин, к этому времени создавший большинство из своих сказок, прочитав это произведение, воскликнул:

"Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!"

Сказка "Конек-горбунок" появилось в 1834 году, юному автору, студенту Петербургского университета, шел тогда девятнадцатый год.

(Видео - начало сказки. 2мин.)

Обратите внимание на чтение сказки мастером художественного слова.

Обращаясь к тексту, старайтесь читать выразительно, передавая авторский замысел.

- Как построена сказка? Из скольких частей состоит? (из 3 ч.)

В качестве эпиграфов автор использует изречения народной мудрости.

Работа с I частью сказки.

1 часть знакомит нас с главными героями: Иваном, Данилой, Гаврилой и удивительным существом Коньком-горбунком

Во II части происходят основные приключения героев.

- Вспомните, в каких приключениях пришлось побывать Иванушке? (11, 12,13 слайды)

  • спасает хлебную ниву;
  • ловит Жар-птицу;
  • освобождает Чудо-юдо рыбу-кит;
  • покоряет первую на свете красавицу;
  • в небе становится почётным гостем (Луны и Солнца);

- Кто делит с Иваном радости и печали?

(Конёк-горбунок)

- Обратитесь к Ивану как Конёк-горбунок?

:Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
Не пугайся предо мной
Всё скажи, что за душой:

- Каковы взаимоотношения между этими героями?

(верность, дружба, взаимопомощь)

- Почему так привязан конек-горбунок к Ивану? Каков характер Ивана?

Служба у царя.

- Расскажите о трёх приказах царя.

  1. Поймать Жар-птицу.
  2. Найти Царь-девицу.
  3. Достать кольцо со дна океана.

Викторина, которая поможет определить самого внимательно читателя.

I. Сколько дней ехал Иван за Жар-птицей? (Семь)

Чего испугался царь, увидев Жар-птицу? (Ахти, батюшки, пожар).

Вот царь дал бумагу в ней клетки какие-то. И ещё он сказал, что здесь зашифрованы предметы, продукты, что Иван должен взять с собой (корыто, вино, пшено).

II. Поможем Ивану отыскать Царь-девицу.

Кто мать Царь-девицы? (месяц)

Кто её брат? (солнце) В какую сторону света отправился Иван на поиски Царь-девицы? (на восток)

III. Поможем Ивану достать перстень Царь-девицы?

Какой срок дал царь Ивану, чтобы достать перстень? (три дня)

Что взял с собой Иван в третий путь? (три луковки в карман)

Сколько лет страдает Чудо-Юдо рыба-кит, чтобы прощенья получить? (10 лет)

Итоги конкурса "Внимательный читатель".

Есть ли в сказке отрицательные персонажи, какие качества характера руководят их поступками ? (братья Ивана, спальник, царь; ими руководят зависть, злоба и жадность)

- За что наказан царь?

- Почему Иван получает и красавицу-жену, и царство?

Сейчас мы посмотрим заключительный фрагмент фильма-сказки.

-Итак, какова система нравственных ценностей в сказке?

-Какие качества характеров героев прославляются, а какие осуждаются?

-Близка ли система ценностей ершовской сказки народному эталону?

Обобщая всё сказанное сегодня на уроке, скажите:

- Почему сказка Ершова "Конёк-горбунок" стала любимой сказкой не одного поколения людей?

- Какова основа сказки? (пришла из фольклора, источник - народные сказки; узнаваемые образы - Сивки-бурки, Жар-птицы) (14 слайд)

- К какому виду мы относим эту сказку? (К литературной сказке, которая соединила в себе и воспитательную и философскую и сатирическую сказки) (15 слайд)

- Чему учит сказка? (Эпиграф: Сказка ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок).

Вывод: (16 слайд) Сказка Ершова - прекрасное произведение литературы. Поэт почувствовал и передал очарование народной сказки. Как и простые люди, Ершов мечтал о победе сил добра и справедливости над силами зла. Именно это и сделало сказку Ершова всенародно любимым произведением.

: скользит по спящим главам лучик,
Тревожит дальние века.
Ершов легко взойдя на кручи,
У стен седлает горбунка.

Скачет и скачет горбунок в сказке Ершова от одного поколения к другому.

Дома:

  1. Отметьте в тексте фольклорные элементы: присказки, зачины, пословицы, поговорки.
  2. Найдите 5-6 примеров просторечий, использованных автором.
  3. Вспомните особенности стихотворной сказки, приведите примеры понравившихся рифм.