Урок окружающего мира "Млекопитающие" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Класс: 1

Цель: Развитие эмоционально-чувственных качеств и открытости мышления.

Задачи:

  • Расширить представление о живой природе.
  • Познакомить с существенными признаками и многообразием млекопитающих.

Проблема: Дети имеют первоначальные знания о мире животных, однако с трудом могут выделять существенные признаки отдельных групп.

Проблемный вопрос: По каким отличительным признакам можно узнать млекопитающих?

Выходы:

  • Число ног - 4.
  • Тело покрыто шерстью.
  • Кормят детёнышей молоком.

Оптимальный вариант: 3+2+1

Тезис: Гусь свинье не товарищ.

Ход урока (параллельно запущена презентация на медиа-аппаратуре)

Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит музыка из передачи "В мире животных")

На экране появляются фотографии млекопитающих.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Сегодня мы будем говорить о млекопитающих и выделим главные признаки этой группы животных.

- Какие качества нужны человеку, чтобы сделать открытие?

- Самый первый шаг к познанию мира - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Сегодня будем работать над развитием этих качеств и в конце урока посмотрим, кто какие открытия смог сделать.

Чтоб природе другом стать,
Её загадки разгадать,
Учиться надо наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

Содержательная часть урока.

Работа в группах.

Загадка.

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)

Ребус.

Острый локоть оттопырив

За тремя идёт:четыре.

(Открывают салфетки: на подносах стоит стакан молока, лежат цифра 4 и хвостик зайца.)

Что объединяет эти вещи? Можно всё потрогать и даже попить молоко.

Обсуждение в группе.

Ответы детей.

А теперь давайте посмотрим, кто к нам в гости пришёл. Вам нужно внимательно послушать, о чем они будут говорить.

Входят ребята пятиклассники в костюмах животных.

Лиса.

Что знаете обо мне?

Я красива и зимой и летом. Всё моё тело покрыто рыжей, пушистой шерстью. А к зиме у меня ещё отрастает густой подшёрсток, который хорошо сохраняет тепло. Тело у меня подвижное. Я могу выгибаться, стлаться по земле, вытягиваться во время бега. Мои 4 ноги тоже очень гибкие. Лапки обрастают шерстью, наружу торчат только коготки. От непогоды, от врагов я прячусь в норе, которую устраиваю под пнями, под корягами, под поваленными деревьями. Весной у меня рождаются лисята, которых я кормлю своим молоком. А в народе, как только меня не называют: и хитрой, и плутовкой, и Патрикеевной. Даже про меня сказки сочиняют. А вы знаете такие сказки? Назовите.

Разыгрывание сказки "Как лиса крапиву в огороде вывела"

(Методические рекомендации Поглазовой стр. 114)

Ох, и хитра лисица. Недаром про неё говорят: У лисоньки плутовки сорок три уловки.

Белка.

Моё тело тоже покрыто шерстью. Моя гордость - хвост. Он служит мне парашютом, когда я прыгаю с дерева на дерево. А ещё я при помощи хвоста предсказываю погоду. Если я забралась в дупло и замкнула хвостом вход, значит, будет холодно.

Я белочка - красавица
Меня милее нет.
И всем зверятам нравится
Пушистый, рыжий мех.
Яркий, красочный наряд
Видно в лесу далеко.
Люблю я семена из шишек на обед,
А бельчат кормлю своим молоком.

Сейчас я вам предлагаю игру "Изобрази животное".

(Без слов, при помощи мимики, жестов, движений показать животное.)

Белка, хомяк, медведь, кенгуру, мышь, воробей.

Где ошиблась белочка?

(Воробей - это птица)

Белый медведь.

Ага, замёрзли. А мне вот никакие метели и вьюги не страшны, потому, что тело моё покрыто густой, длинной шерстью, которая не намокает даже в воде. У меня четыре широкие лапы и белый цвет меха. Всё это помогает мне жить на севере. Длина моего тела может быть более трёх метров, а весить я могу семьсот килограммов. Питаюсь я рыбой, но не прочь полакомиться и тюленем. В разгар зимы у меня рождаются медвежата, которых я кормлю молоком.

Я вам предлагаю игру "Собери картинку"

(Дети работают в группах. После того, как собрали, эти картинки появляются на экране)

  • Зебра
  • Рысь
  • Слон
  • Обезьяна

Лев.

Вы разве не знаете
Большого сильного льва?
У меня четыре тяжелые лапы
И косматая голова.
Я громко кричу басом
И слышно меня далеко.
Я ем за обедом мясо,
А львята сосут моё молоко.

Поскольку меня называют "царь зверей", то я вам расскажу о своих подданных.

(По ходу рассказа фотографии млекопитающих появляются на экране)

  • Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага.
  • Пума прыгает выше всех на суше. Она может прыгнуть на 6 метров в высоту.
  • Гепард самый быстрый из млекопитающих. Он развивает скорость до 110 км/ч
  • Лося называют лесным великаном. Вес его достигает 400 кг За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.
  • Самое большое млекопитающее - это синий кит. Он имеет длину 33 метра и весит 190 тонн.
  • Самое маленькое млекопитающее - это бурозубка - малютка. Этот зверёк с гладким серовато-бурым мехом весит всего 5 граммов.

Работа над проблемным вопросом.

По каким отличительным признакам можно узнать млекопитающих?

Ответы детей. Потом появляются выводы на слайде.

  • Кормят детёнышей молоком
  • Тело покрыто шерстью
  • Число ног - 4

Вывод: Млекопитающие вскармливают детёнышей молоком, кроме того, их тело покрыто шерстью и они имеют 4 ноги (лапы).

Домашнее задание: (на выбор)

  • Стр. 11 задание 3 (кроссворд)
  • Стр. 12 задание 4 (рассказ о любом млекопитающем)
  • Стр. 13 задание 6 (прочитать сказку К. И. Чуковского " Айболит" и подсчитать, сколько разных млекопитающих упоминается)

Рефлексия.

Какие открытия сделали на уроке?

(Появляется слайд на экране) Презентация.

  • Я запомнил, что:
  • Меня удивило, что:
  • Я впервые узнал, что:
  • Учитель благодарит детей за урок.