Урок русского языка во 2-м классе по УМК "Начальная школа ХХI века" "Суффикс и его значение"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

1) отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах,
2) познакомить учащихся с новыми группами суффиксов;
3) развивать внимание и память учащихся, обогащать словарный запас;
4) воспитывать любовь к русскому языку;

Ход урока

1. Организация учащихся к уроку.

“Прозвенел дружок звонок –
Начинается урок!”

У. Сядьте правильно, откройте тетради и запишите дату и оформите работу.

2. Актуализация знаний.

У. Ребята, отгадайте загадку.

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут! (Мяч)

Показ мяча.

(Заменить большой мяч на маленький мячик)

Запись на доске: Мяч —> мячик

У. Ребята, при помощи какой части слова из слова мяч образовалось слово мячик? (При помощи суффикса)

3. Сообщеие темы и задач урока.

У. Значит, о какой части слова будем говорить сегодня на уроке?

(Сообщение задач урока)

У. – Что такое суффикс?

– Где в словах он пишется?

4. Минутка чистописания.

У. – Посмотрите на доску. Что мы будем прописывать во время минутки чистописания?

-ик-

-ек-

Зайчик, замочек

Д. – Это суффиксы.

У. – Найдите суффиксы в словах зайчик и замочек. Сравните их.

– В суффиксах -ик– и -ек– разные гласные.

Правописание гласных в этих суффиксах изучим на последующих уроках.

5. Восстановление деформированного предложения и записать его по памяти.

У. – В начале урока мы отгадали загадку о чём? (о мячике)

– Правильно. И вот мячиком случайно попали в предложение и слова в нём рассыпались.

Задание. Надо из слов составить снова правильное предложение.

У. – Проанализируем орфограммы в полученном предложении и запишем его по памяти.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

У. – Проверим написанное

– Что уронила Таня в воду? (мячик)

– Как вы думаете, утонет мячик? (нет) Почему? Кто знает продолжение детского стишка?

– Разберём слово мячик по составу.

– Какое значение имеет суффикс -ик– ? (уменьшительно-ласкательное)

6. Работа по учебнику.

а) У. – Посмотрим в наши таблицы-памятки. Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? А давайте посмотрим, только ли эти суффиксы имеют такое значение.

У. – Открываем учебник на с. 101, находим упражнение 1 (устно)

– Допишем в таблицу суффикс -еньк-.

б) Повторение алгоритма нахождения суффикса в словах.

У. – Ребята, как найти суффикс в слове?

Выполнение упражнения 2 на с.102(учебник)

По 2 слова из каждой группы записать на доске и в тетрадях. (3 ученика у доски)

7. Дифференцированнная работа по карточкам.

У. – Прочитайте, ознакомьтесь с заданием. Приложение.

сад садик
вагон вагончик
колос колосок
ветер ветерок

Проверка.

– С какой группой суффиксов работали? ( уменьшительно-ласкательного значения)

8. Физ. пауза.

У. – Если я сейчас назову обычно чье-то имя, то вы встаньте. А если ласково – сядьте.

Люда – Встали На доске: Женя – Женечка
Людочка – Сели Ира – Ирочка
  Катя – Катенька

– Какие суффиксы помогли ласково обратиться к детям?

-ечк– , -очк– , -еньк-

– Запишем их в таблицу.

9. Работа с учебником. Суффиксы, помогающие образовать отчества.

– Проработали с именами.

– А как мы пишем имена? (С большой буквы)

– А когда мы обращаемся к взрослому человеку, то что называем кроме имени? (Отчество)

– А как пишутся отчества? (С большой буквы)

– Ребята, а нужны ли суффиксы для образования отчеств? С.103, №3 в учебнике.

– Какие суффиксы помогают образовать отчества?

– Запишем их в таблицу.

– Записать в тетрадь своё отчество.

10. Итог урока.

– Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова? (суффикс)

– А где же находятся суффиксы в словах?

– Как его найти?

– С какими группами суффиксов работали?

11. Домашнее задание.

Учебник с. 103, № 5.