Умники и умницы

Разделы: Химия

Ключевые слова: умники и умницы


Цели:

Образовательные: повышение интеллекта учащихся.

Воспитательные: формирование в ходе игры коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять, фантазии, творческих способностей, самостоятельности.

Подготовка: В игре участвуют 3 команды – учащиеся 9-11-х классов, которые должны подготовить соответствующие названия, и девиз. Готовится компьютерное сопровождение игры. В состав жюри входят учителя химии, биологии, географии. В зале звучит музыка. Игра начинается с представления команд.

1 тур. Разминка (правильные ответы выделены полужирным шрифтом)

Команды должны ответить на вопросы теста, кто быстрее. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. Какой газ выделяется при взаимодействии цинка и соляной кислоты?

а) водород; в) углекислый газ;
б) кислород; г) сернистый газ.

2. Благодаря наличию, каких химических связей плотность льда меньше, чем у воды в жидком состоянии?

а) ковалентных; в) металлических;
б) водородных; г) ионных.

3. Сколько планет образует Солнечную систему?

а) 7; в) 8;
б) 9; г) 10.

4. Какая структура белка существует только за счет пептидных связей?

а) первичная; в) третичная;
б) вторичная; г) четвертичная.

5. Как называется вещество, которое в водном растворе всегда образует гидроксид-ионы?

а) кислота; в) щелочь;
б) соль; г) оксид.

6. Как называется наука, изучающая животных?

а) зоология; в) энтомология;
б) ботаника; г) анатомия.

7. Кому яркие звезды кажутся крупнее?

а) дальнозоркому человеку; в) человеку с нормальным зрением;
б) близорукому; г) больному астигматизмом.

8. Какие части эукариотической клетки хранится наследственная информация?

а) в цитоплазме; в) в клеточном центре;
б) в ядре; г) в эндоплазматической сети.

9. Как называется процесс отдачи электронов атомом элемента?

а) взаимодействие; в) диссоциация;
б) восстановление; г) окисление.

10. Как называется процесс созревания женских половых клеток?

а) митоз; в) сперматогенез;
б) овогенез; г) мейоз.

11. Как называется самый большой остров на нашей планете?

а) Мадагаскар; в) Гренландия;
б) Суматра; г) Кипр.

12. Из атомов, какого химического элемента образован алмаз?

а) кремний; в) сера;
б) углерод; г) бор.

13. Какую кислоту образует сера в степени окисления + 6?

а) серную; в) сероводородную;
б) сернистую; г) тиосерную.

14. Как называется процесс индивидуального развития организмов?

а) филогенез; в) дивергенция;
б) онтогенез; г) метаморфоз.

15. Как называется изменение генома под воздействием различных факторов?

а) доминантность; в) мутация;
б) рецессивность; г) полиплоидия.

2 тур. Области естествознания.

(Готовится таблица с названиями областей естествознания и номерами. Под номерами скрывается вопрос из данной области. Команды должны открыть по одному вопросу из каждой области. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда ошибается, то права ответа переходит к команде, первой поднявшей флажок, и за правильный ответ команда получает 3 балла.)

предмет

номера вопросов

география

1

2

3

4

5

зоология

1

2

3

4

5

человек

1

2

3

4

5

общая биология

1

2

3

4

5

химия

1

2

3

4

5

География.

  1. Самая высокая горная вершина на нашей планете (Эверест)
  2. Сколько часовых поясов в России? (11)
  3. как называется наука, изучающая движение земной коры? (Тектоника)
  4. Какой день в году в Северном полушарии самый длинный? (22 июня)
  5. Как называется участок океанского дна, лежащий на материковой отмели? (Шельф)

Зоология.

  1. Как называется самая крупная таксономическая единица животных? (Тип)
  2. как называется процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела? (Регенерация)
  3. Гусениц какой бабочки человек разводит специально? (Тутового шелкопряда)
  4. Отсутствие чего не позволяет страусу летать? (Киля)
  5. Чем дышат киты? (Легкими)

Человек.

  1. Какой химический элемент обязательно должен присутствовать в крови, чтобы она могла свертываться? ( Кальций)
  2. Как называется процесс поглощения лимфоцитом чужеродных для организма частиц? (Фагоцитоз)
  3. Какая кислота обеспечивает работу ферментов желудочного сока? (Соляная)
  4. Как называется верхний тонкий слой кожи? (Эпидермис)
  5. Какая структура человеческого глаза играет роль двояковыпуклой линзы, преломляющей лучи света? (Хрусталик)

Общая биология.

  1. Как называется сходство беззащитного вида с неродственным ему видом, обладающим предостерегающей окраской? (Мимикрия)
  2. Как называются организмы, осуществляющие питание за счет неорганических соединений? (Автотрофы)
  3. В какой фазе митоза центриоли расходятся к полюсам клетки? (В профазе)
  4. Чем в эмбриональном периоде развития завершается дробление? (Образованием бластулы)
  5. Как назывались первые наземные растения? (Псилофиты)

Химия.

  1. Сколько атомов кислорода в молекуле соляной кислоты? (Ни одного)
  2. Как называется целое число, которое ставится перед формулой вещества в уравнении химической реакции? (Коэффициент)
  3. Что образуется в результате реакции нейтрализации? (Соль и вода)
  4. Соли каких металлов обусловливают жесткость природной воды? (Кальция и магния)
  5. Эссенция какой кислоты используется в хлебопечении? (Уксусной)

3 тур. Угадай путешественника.

(По минисценкам необходимо угадать о каком великом путешественнике идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла. Если команда не может отгадать , то она может взять подсказку – портрет путешественника - при этом она получает 2 балла. Если и в этом случае она не угадывает, то права ответа принадлежит команде, которая первая поднимет флажок и она получает 3 балла)

Вопрос для первой команды:

Это русский географ, статистик, общественный деятель. С 1849 года вёл экспедиционные работы на Восточно-Европейской равнине. В 1856-1857 годах изучал Тянь-Шань, создал первую схему его орографии и высотной зональности. Спустя 50 лет к его фамилии добавили название этих гор. с его деятельностью в Географическом обществе связан целый этап организации крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии. В его честь назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных. Географическое общество Союза ССР учредило золотую медаль его имени.

(Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский)

Вопрос для второй команды:

Это известный мореплаватель. Его экспедиция совершила первое кругосветное плавание. Он родился в Португалии. В 1518 он переселился в Испанию, где подписал соответствующий договор с испанской короной. В 1519 его флотилия достигла Бразилии и в 1520 он открыл берег земли, названный им Патагонией. Во время зимовки в бухте в Аргентине на кораблях вспыхнул мятеж, который он подавил. В октябре 1520 его корабли открыли пролив между южноамериканским материком и Огненной Землей и вышли в ноябре в океан, названный его спутниками Тихий. Достигнув Филиппин, он вмешался в распри местных властителей и был убит. Его именем назвали пролив между Южной Америкой и островом Огненная Земля.

(Фернан Магеллан)

Вопрос для третьей команды:

Это португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. Им впервые был проложен морской путь из Европы в страны Южной Азии. В 1502 году он во главе армады из 20 кораблей совершил второе плавание к берегам Индии. Разорил Каликут, основал ряд опорных баз на Малабарском берегу, жестоко подавил сопротивление местных властителей и с огромной добычей в 1503 году возвратился в Лиссабон. В 1524 году был назначен вице-королем Индии, в этом же году он отправился в свое третье путешествие в Индию, где вскоре умер.

(Васко да Гама)

Портреты путешественников:

П.П.Семенов-Тянь-Шанский

Фернан Магеллан

Васко да Гама

4 тур. Черный ящик.

(Команды должны отгадать о каком веществе идет речь. Время на обдумывание ответа - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла. Если команда не может отгадать ,то права ответа принадлежит команде, которая первая поднимет флажок и она получает 3 балла. Вещества выносятся в черном ящике.)

Задания для первой команды:

1)Металл серебристо белого цвета. На своей поверхности образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют крылатым металлом. Н.Г. Чернышевский в своем произведении “Что делать?” назвал его “металлом социализма”.

(алюминий)

2)В газообразном виде он оказывает сильно раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Вещество получают в результате электролиза солей. Войска Атланты и германские войска применяли его в боевых действиях. Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

(хлор)

Задания для второй команды:

1)Древние египтяне называли его “вааепере”, древние копты – “небесный камень”. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид. Где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. В “Одиссее” Гомера рассказывается, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься. О каком металле идет речь?

(железо)

2) Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: “Оно может быть целительным, отравляющим, серным соленым, алым, мрачным, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится” О каком веществе так много сказано?

(вода)

Задания для третьей команды:

1) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?

(соль)

2)Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. “Ни огнем, ни искусством” - такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности. Его привезли в Европу из Колумбии, из дель Пинто. Он был в Испании под запретом 43 года. Покупали его в основном для подделок. В 1791 году испанский король издал указ: “Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову. Он следовал за золотом как тень. Его появлению, как отметил академик В.И.Вернадский, в научной литературе середины 18 века уделено внимание больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения, которые доставлял сей металл, выскочив на арену жизни, словно джин, спутав все карты алхимии и религии. Благодаря данному металлу обесценились испанские монеты. Этот металл – “бесовский соблазн” - нарушил веру в самое святое – чистоту и неподдельность. Теперь этот металл роскоши, “ювелирный король”, из него сделаны первые эталоны длины и массы. О каком веществе шла речь?

(платина)

5 тур. Музыкальный.

Звучат музыкальные композиции, в которых есть слова, фразы связанные с географией, биологией, химией. Команды должны отгадать композиции и одну из них исполнить все вместе. За каждую правильно угаданную композицию команды получают по 1 баллу, за исполнение – 3 балла.