Урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Тема: Лес и человек.

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
  • Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью человека.
  • Показать важность рационального использования и охраны лесов.
  • Сформулировать важность рационального использования и охраны лесов.
  • Познакомить учащихся с редкими растениями и животными леса.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечить, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица.
Вкусна и холодна.

У. О чём говорится в этом стихотворении?

У. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Приложение 1, слайд 1)

2. Проверка знаний и умений

У. Какой бывает лес? (Тайга, смешанный, широколиственный)

(Приложение 1, слайд 2)

3. Изучение темы урока (Приложение 1, слайды 3, 4)

У. Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса.

1. Узнать экологические проблемы леса возникающие по вине человека.
2. Установить какую роль играет лес в жизни человека.
3. Определить роль человека в жизни леса.
4. Выработать правила поведения в лесу.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселена животными. А какое многообразие растений! И всё это живёт совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли.
У. Назовите, какое значение имеет лес для человека?

(Приложение 1, слайд 5)

4. Экологические проблемы. (Сообщения детей)

У. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

(Приложение 1, слайды 6, 7, 8)

Вырубка леса ведёт к уменьшению численности птиц, растений. Ведёт к разрыву цепи питания. В результате гибнут насекомые, птицы, звери.

(Приложение 1, слайд 9)

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать ещё больше ради наживы. Что привело к исчезновению животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану.

(Приложение 1, слайды 10, 11, 12) Глобальное потепление

Изучением причин, определяющих климат, его колебания и изменения, занимается наука климатология, которая насчитывает более двух тысяч лет.
Сейчас уже достоверно установлено, что средняя температура воздуха у поверхности земли действительно возрастает практически во всех регионах мира. В связи с этим в атмосфере происходит перестройка глобальных процессов переноса тепла и влаги на всех континентах, которая сопровождается резким учащением природных катаклизмов — засух и наводнений, тайфунов и смерчей, градобитий, оползней и т. д.

5. Значение человека в жизни леса (Приложение 1, слайд 13)

Организация лесничеств

  1. Охрана растений и животных
  2. Организация питомников, заповедников.

6. Правило поведения в лесу

Давайте выберем из предложенных правил, те которые нужно соблюдать в лесу.

Тетрадь стр. 35.

7. Итог

8. Домашнее задание