Обучение выразительному чтению как способ повышения культурного уровня учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Экология


В связи с развитием информационных технологий, введением новой формы итоговой аттестации наблюдается низкий уровень развития связной речи. Учащиеся общеобразовательных учреждений, особенно национальных школ, затрудняются в выражении своих мнений, изложению мысли. Перед нами встала задача научить детей правильному и грамотному говорению, соблюдая выразительность речи, которая способствует повышению общего культурного уровня творческой личности.

Для решения этой проблемы предлагаем проведение работ, формирующих навыки выразительного чтения. Поэтому полезно проведение упражнений, тренирующих чистоту речи, творческую смелость, веру в свои силы у детей.

В процессе подготовки к выразительному чтению появляется интерес к поэзии, развиваются речевые способности учащихся в их нравственном, эстетическом воспитании, развивается память. Также огромное значение имеет в речевом развитии выступление перед публикой.

Чрезвычайно важно в исполнении произносительная сторона речи, хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего этого комплекса требований.

На занятиях дети работают с большим увлечением. Ведется работа над усовершенствованием орфоэпических навыков, т.е. над правильным произношением, логическим ударением и интонацией. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

Дикция, дыхание, голос, логико-интонационные закономерности устной речи - вот на что необходимо обратить особое внимание. Основными задачами наших занятий являются:

  • знакомство детей с технологией формирования речи;
  • обучение их способом подготовки речевого аппарата к его использованию в действии;
  • привитие навыков выразительного чтения.

Со всем этим ребята знакомятся на практике во время репетиционной работы и на специально отведенных занятиях.

Одновременно с работой над правильностью произношения ведется работа над дыханием: беседа о его значении для речи. Например, нельзя "дышать ключицами" (это вредно для здоровья и внешне выглядит некрасиво). Нельзя захватывать как можно больше воздуха при вдохе, как и утрировать выдох. Важно научить ребят рационально использовать естественный, непроизвольный вдох. Чтобы приучить учащихся к глубокому дыханию, им показывается, как надо дышать с помощью диафрагмы (животом). После освоения механизма дыхания полезно перейти к упражнениям на связь дыхания и звучания голоса.

Упражнения по развитию голоса - это прежде всего развитие его силы и диапазона. Необходимо поработать с ребятами и над специальными упражнениями, направленными на голосовое совершенствование.

Ведется работа над четким произношением звуков. Учащимся сперва показывается правильное произношение "больного" звука, чтобы они могли улавливать на слух правильное и неправильное его произнесение.

Также в работу над словом входит логика речи. Исполнители должны уметь действовать словом, эмоционально пе5редавать свое отношение к содержанию текста. Эти навыки и умения тоже развиваются с помощью упражнений.

Работу над выразительностью речи лучше начать с небольших отрывков диалогов, в которых выражены желания и отношения к партнеру. В этом смысле являются привлекательными диалоги из басен И.А.Крылова, Кун Дьирибинэ. При чтении стихов, басен, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги. При этом у каждого учащегося появляются интерес к литературным произведениям, стремление к чтению, развиваются устная речь и память, обогащается словарный запас, расширяется кругозор, повышается общий культурный уровень.