Урок русского языка во 2-м классе "Конструирование текстов"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Обобщающее повторение

Цель: Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки о текстах.

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей конструировать текст, выделять главную мысль, озаглавливать его.
  • Закреплять грамматические навыки.
  • Воспитание потребности совершенствовать свою письменную речь, делать ее правильной точной и богатой.
  • Развивать внимание и письменную деятельность учащихся.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Приобретаемые навыки: дети должны правильно составлять текст , озаглавливать и выделять главную мысль текста.

Форма организации работы детей: фронтальная

Технические условия: компьютер, проектор, экран, колонки.

Используемое оборудование: карточки с заданием, учебник русского языка 2 класс

Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

«Быть должны у нас в порядке ручки,
книжки и тетрадки».

«Каждой вещи – свое место».

А девиз у нас какой?

Все, что надо под рукой,

- Итак я начинаю урок. Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме «Текст». Посмотрим, над чем надо еще поработать по данной теме.

Цель нашего урока – выявить знатоков темы.

II. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

На экране появляется текст

То я в клетку. То в линейку.
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)

Запишите слово отгадку.

- Какие еще однокоренные слова можете подобрать? (запись однокоренных слов)

А кто знает от какого слова произошло слово тетрадь?

На экране появляется текст: Из истории слова. Слово тетрадь произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо».

III. Сообщение темы урока.

Послушайте сказку.

- Можно ли ее назвать сказкой?

На экране появляется текст: Огурец и кочан капусты пошли вместе купаться на речку. Огурец сразу бросился в реку, а кочан капусты …

- Понравилась вам сказка? Чего в ней не хватает? (Концовки)

- Так над чем мы будем работать на уроке? (Правильно, мы будем работать над тем, как сделать текст полным).

- Вспомните. из каких частей состоит текст? (Начало, середина, конец)

- Оказывается, очень важно, чтобы в тексте были все части, иначе текст будет непонятным.

IV. Коллективная работа.

На экране появляется деформированный текст.

- Прочитайте предложения и расположите их так, как развивались события.

У скворчонка отросли крылья и он улетел.

Скворчонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

Миша нашел под деревом скворчонка.

- Что получилось? (Текст)

На экране появляются вопросы:

- С чего все началось? А как можно назвать эту часть текста? ( Эту часть можно назвать вводной, началом, вступлением)

- Что произошло потом? Как называется эта часть текста? ( Эта часть – основная, ключевая, главная)

- Чем все закончилось? Как назовем эту часть? ( Эта часть – концовка, заключение)

- Попробуйте переставить части. Получился ли текст?

- Какой мы можем сделать вывод?

На экране появляется вывод.

Вывод: В тексте должны присутствовать все части.

Запишите текст и озаглавьте его.

- Как назвали текст?

Физкультминутка.

 «Исправь ошибки».

Жучка будку недоела;
Неохота, надоело. (Булка)

Сели в ложку и айда! –
Покатили вдоль пруда. (в лодку)

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это. (билета)

У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов. (голов)

V. Работа по учебнику.

Упр. 41.

- Какой части не хватает? Придумайте окончание этого текста.

На экране появляется текст упражнения 41 (задание выполняется устно)

Упр. 42.

- Какой части не хватает у сказки? Придумайте зачин сказки. (Устно)

Звуко-буквенный анализ слова жить.

VI. Дополнительные задания.

Карточки.

Озаглавь. Запиши заглавие.

В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица. Рукодельница рано вставала, одевалась и за дело принималась. Она печку топила, хлебцы месила, за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала.
(По В. Одоевскому)

VII. Итог урока.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Из каких трех кубиков-частей можно сконструировать текст?

На экране появляются кубики части.

- Кто знаток нашего урока?

Наш урок заканчивается. Мне очень понравилось с вами работать, молодцы.

На экране появляется последний слайд.