Урок-размышление "Вернется ли к нам Маленький принц?" по сказке Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Цели и задачи: ввести в творческую лабораторию французского писателя А. де Сент-Экзюпери; Работа по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения; воспитание нравственных качеств, развитие коммуникативных умений.

Тип: урок-размышление.

Ход урока

  • Оргмомент.
  • На доске тема урока: «Вернется ли к нам Маленький принц?»

Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». А. Сент-Экзюпери.

Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.

Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

«Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?»

«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил Гийоме.

Когда он проделывал головоломные трюки, машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.

Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

Есть еще одно особое качество, без обладания которым, по мнению Сент-Экзюпери, человеческое существо еще не представляет собой человека. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - так позже сформулирует эту мысль писатель в «Маленьком принце». «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

Как близка была ему мудрость этих слов!

Перед концом жизни он вложил их в уста одного из своих любимых героев, вождя берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».

Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. На вопрос, что он предпочитает – летать или писать – он ответил: - «Для меня летать и писать – одно и то же». Самую жизнь он ощущал как полет, движение. Писатель мечтал о спасении всего человечества на путях морального усовершенствования, он неустанно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя», писал Экзюпери. Рапорт за рапортом подавал он в годы фашистской оккупации Франции с просьбой принять его в истребительную авиацию. «Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью… В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места… Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». 31 июля 1944г. военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.

Философским завещанием писателя стала написанная им незадолго до гибели сказочная повесть «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы.

Работа с текстом:

- «Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;

- Прошу вас определить жанровые черты сказки. Докажите их присутствие в тексте произведения. Приведите примеры символов и аллегорий. (Сюжет фантастичен. Люди, животные и растения имеют свои характеры, свои голоса, слышат и понимают друг друга. Сказка пронизана символами: символичен образ Розы. Это любовь. Аллегорический образ баобабов, пропалывать – истреблять зло, вырывать его с корнем. Гора - символ спасения и др.);

- Расскажите о встрече летчика с Маленьким принцем;

- Как Маленький принц жил на своей планете?

- Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?

- Как вы понимаете слова автора: «Дети, берегитесь баобабов!». Чем же они опасны?

- Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

- Какое место в жизни мальчика занимала Роза?

- Как описывает ее автор? (глава 8, выборочное чтение);

- Почему же Маленький принц улетает от нее? (выразительное чтение сцены прощания);

- Чему учат нас здесь золотоволосый мальчик и Роза? (верности, гордости);

- Зачем герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит? Зачитайте.

Странствия Маленького принца.

Работа в парах.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки записывают на специальные листы, попутно работают со словарями.)

«Астероид» - 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери: «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной».

«Астероид - 326. Планета честолюбца» - выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

«Астероид – 327. Планета пьяницы» - работа над словами: совершенство, вера, деградация. Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

«Астероид – 328. Планета делового человека» - толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы».

Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

«Астероид – 329. Планета фонарщика» - учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.

«Астероид – 330. Планета географа» - работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя.

Вывод:

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.

- Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);

- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);

- Как вы понимаете слово «приручить»? К нам это относится? Почему мы взяли эти слова в качестве эпиграфа к уроку?;

- Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»).

В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.

- Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).

С темой любви смыкается тема подвига, тема ответственности. На что решается принц, ради того, чтобы улететь на свою планету? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это, обращаясь за помощью к мудрой змее, у которой «хороший яд»).

Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».

- Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.

- В финале сказки автор обращается к нам: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем – совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя, жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите – все станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»

- Давайте поразмышляем над этими словами.

- Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);

- Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).

Подведение итогов урока:

- Какие же самые заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своем произведении? (Быть в ответе за тех, кого приручили.

Дружба и любовь – это труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу.

Жить для других. Любить ближнего. Быть верным, не терять веру в себя.

Стремиться к истине. Беречь свою планету. Искоренять зло (выпалывать баобабы)).

Слово учителя:

Сам писатель считает, что в человеке «надлежит постоянно поддерживать все, что возвышенно в нем и велико. Совершенство – всегда недосягаемо. У него одно лишь значение – значение звезды, ведущей тебя вперед, к цели». Маленький принц говорил, что у каждого человека – свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки. А писатель Сент-Экзюпери учит нас с вами видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, нести ответственность за все, что происходит рядом с тобой.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Ты нам нужен, Маленький принц».