Проект "Всему начало – отчий дом"

Разделы: Внеклассная работа


Цели проекта: Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родным.

Задачи проекта:

  • Пробудить у детей стремление познать историю рода, семьи, семейные традиции.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Формировать навыки исследовательской работы.

Возраст: 9-10 лет

Время работы над проектом: 2 недели

Критерии эффективности проекта:

  • Заинтересованность детей в работе, которую можно отследить по предоставленным материалам.
  • Ответы детей на заключительную анкету.

Жизнедеятельность проекта: При серьёзном подходе к работе практически каждый проект может быть реализован. Проект «Всему начало–отчий дом» может быть реализован в любой школе, так как не требует больших финансовых затрат. Проект жизнеспособен, потому, что в нём будут заинтересованы дети, для которых такая деятельность необычна и нова и, конечно же, проект будет жить, так как будет совместная деятельность детей и родителей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Заинтересованность детей в проектной деятельности.
  • Знание детьми родословной своей семьи.

Дополнительно привлекаемые участники:

  • Родители.
  • Школьный и сельский библиотекари.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа - определение темы, уточнение цели, выбор и распределение заданий, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов.

Подпроект (задание) Деятельность детей Результат деятельности детей
1. Составить родовое древо своей семьи. Беседы с родителями, родственниками, Составлено и оформлено родовое древо.
2. Приготовить материал о происхождении имён и фамилий. Исследовательскаядеятельность, работа со справочниками, энциклопедиями. Составлен справочник «Наши имена»
3. Приготовить рассказ «Семейные традиции» Наблюдения, беседы с родными. Выступлениена классном часе
4. Приготовить сообщение на тему «Семейные реликвии» Беседы с родителями, родственниками. Выставка семейных реликвий.
5. Собрать материал к фотовыставке «Загляни в семейный альбом» Отобрать из семейных фотоальбомов интересные фотографии. Оформлен фотостенд.
6. Найти пословицы и поговорки о семье. Работа с дополнительной литературой Создан буклет с пословицами о семье.

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.(помощь и корректировка учителем)

Этап 3. Защита проекта.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Защита проекта происходит на классном часе « Моя семья »

Оборудование:

  • Фонограмма песни «Родительский дом»
  • Грамоты по номинациям для награждения учащихся.
  • Плакат «Когда семья вместе, то и душа на месте»

Классный руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня наш разговор пойдёт о семье. (Звучит песня «Родительский дом»)

Ребята, а как вы понимаете значение слова «семья»? (Ответы детей) Верно. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это совместный труд и отдых, радости и печали, привычки и традиции.

С чего начинается каждая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их папы и мамы теперь стали вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прабабушки и прадедушки. К сожалению , в наше время сведения о предках скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать дочь замуж, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена!

Фамильная честь, интерес к своему роду- всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, непомнящими родства» .Существует такое понятие, как « родословная семьи» . Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. А сейчас ,ребята, слово вам. Просим вас рассказать о родословной вашей семьи.

Защита подпроекта «Родовое древо моей семьи» (выступление детей)

Классный руководитель:

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. И, конечно, большое значение имеет имя, которое дают ребёнку при рождении. Оно даётся или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь кого- то из членов семьи. Ребята, давайте послушаем ваши выступления. Вы нам расскажите, почему вам дали такое имя и что оно обозначает.

Защита подпроекта «Происхождение и значение имени»

Классный руководитель:

Сейчас пришло время поговорить о семейных традициях. Расскажите, пожалуйста, о традициях в вашей семье.

Защита подпроекта «Семейные традиции»

Классный руководитель:

Человек живёт, пользуется какими – либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими – либо событиями в его жизни. Проходит много, много лет, но мы продолжаем хранить эти вещи. У каждого дома: в шкафу, в сарае - хранится много таких вещей. Вы у себя дома произвели разведку, поинтересовались у родителей и нашли много старинных вещей, которые могут рассказать нам много интересного. Ведь история вещи - история человека, история семьи.

Защита подпроекта «Семейные реликвии»

Классный руководитель:

Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный альбом. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Ребята. Расскажите, почему вы принесли именно эти фотографии, и чем они вам дороги.

Защита подпроекта «Загляни в семейный альбом »

Классный руководитель:

С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В пословицах и поговорках на тему «Семья» говорится об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о семье и объясним их значение.

Защита подпроекта «Пословицы и поговорки о семье».

Классный руководитель:

Ребята, сегодняшний разговор о семье, мне бы хотелось закончить строками стихотворения О.Фокиной

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!

Пора подвести итоги всей нашей работы. Я вам предлагаю ответить на вопросы анкеты. Отвечая на вопросы, вы сможете поделиться своими мнениями о той работе, которую вы проделали.

Анкета:

  1. Интересно ли было работать с заданиями?
  2. Что ты нового, интересного узнал в ходе твоей деятельности?
  3. Важны ли темы, по которым ты работал, в жизни твоей семьи?
  4. Понравилось ли тебе выступать перед классом?
  5. Какую помощь тебе оказали родители?

Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за активность и наградить вас грамотами по следующим номинациям:

  • Номинация «Моя родословная»
  • Номинация «Любознательный»
  • Номинация «Загляни в семейный альбом»
  • Номинация «Следопыт»
  • Номинация «Самый активный»

Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Фоторяд