Урок изучения нового материала. Физика (7-й класс). Тема: "Плавание тел"

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: экспериментально установить условия плавания тел, продолжить формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; совершенствовать умения школьников работать с таблицами, наблюдать и анализировать явления.

Оборудование: карточки-задания. Коктейль (насыщенный раствор Cu2SO4, чистая вода, растительное масло, нефть.....).

Ход урока

I. Организационный этап (Взаимное приветствие, организация внимания).

Учитель: Ребята, вы все наблюдали в своей жизни такую картину – на поверхности водоёма плавает бревно, а маленький сапожный гвоздь тонет. Почему? Чтобы разобраться в этой ситуации, Вы сегодня выполните экспериментальные задания, проанализируете наблюдаемые явления и сможете дать ответ на поставленный мною вопрос.

II. Работа в парах.

(Учащиеся получают карточки – задания. Выполняют задания, наблюдают, заполняют карточки, анализируют, делают выводы.)

Карточка-задание.

Задание 1. Рассмотри рисунок и укажи как ведёт себя тело внутри жидкости (тонет, плавает на поверхности жидкости или внутри жидкости)

№ тела

Поведение тела
1  
2  
3  

Задание 2. Измерить Fт и FА действующую на тело в воде и сравни их.

Оборудование: динамометр, сосуд с водой, деревянный и металлический бруски.

Тело Fт (Н) Вес тела в воздухе Вес тела в жидкости FА(Н) Сравнить силы Поведение тела
Металл            
Дерево            

Вывод:

  • тело тонет если _______________________________________________________
  • тело плавает если ______________________________________________________

Задание 3. С учётом модуля Fт и FА укажи графически эти силы для 1, 2 и 3 тела в задании 1.

Задание 4. Проанализируй поведение полиэтилена (т= ) в различных жидкостях.

Оборудование: сосуды с различными жидкостями, гранулы полиэтилена.

Жидкости Pж (кг/м3) стр 50-51 Поведение тела Сравнить Pж и Pт
Чистая вода      
Растительное масло      
Керосин      

Вывод:

  • тело тонет если ________________________________________________________
  • тело плавает ____________________________________________________

а) на поверхности жидкости если _________________________________________
б) внутри жидкости если _________________________________________________

Задание 5: Почему плавающие тела на поверхности жидкости погружены в неё не одинаково.

Оборудование: сосуд с водой, деревянный брусок, пробка.

Тело т (кг/м3) в (кг/м3) Сравнить в и т
Дерево      
Пробка      

Вывод: чем больше плотность тела, тем _________________ часть его находится под водой. 

III. Обсуждение результатов.

IV. Подведение итогов:

  • формировка и повторение основных выводов;
  • почему бревно плавает, а гвоздь тонет?
  • объясните на чём основано приготовление коктейлей?
  • используя таблицу плотностей, составьте яркий, красивый коктейль;
  • укажите в каких жидкостях плавает, тонет алюминий.

V. Домашнее задание : § 50 Упр 25 (4,5) Задание 15.

Литература:

  1. Пёрышкин А.Е. Физика – 7, Дрофа, 2007 год.