Интегрированное занятие логопеда и психолога по теме "Путешествие в зоопарк: дифференциация согласных Г и К"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  1. Коррекция психических функции: внимания, мышления, памяти.
  2. Выделение согласных К, Г в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательная (обучающая):

  1. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
  2. Обогащение словарного запаса у учащихся с ЗПР и ОНР, развитие вербального интеллекта.

Коррекционно-развивающая:

  1. Развитие произвольности психических процессов учащихся.
  2. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирование умственных действий.
  3. Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
  4. Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия.
  5. Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
  6. Развитие мелкой моторики, темпа выполнения занятий.
  7. Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся.
  8. Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия.

Воспитательная:

  1. Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
  2. Воспитание внимания к звуковому составу слова.
  3. Воспитание осознанного уважения к труду учителя.

Охранительная:

  1. Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, осанки, мелкой моторики.
  2. Преодоление перегрузки учащихся путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, отсутствие домашнего задания.
  3. Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособностей и утомления при выполнении заданий.
  4. Учет возрастных особенностей учащихся, ведущего вида деятельности.
  5. Стиль общения с учащимися демократический, личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Оборудование: Буквы (З, О, О, П, А, Р, К), цифровой ряд (от 1 до 9), бумажные треугольники и прямоугольники, сюжетные картинки с животными, конверты, листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, аппликация клетки из бумаги.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Педагог-психолог:

– Здравствуйте ребята!

– Улыбнитесь друг другу!

– Скажите добрые слова (солнышко, мир, дружба, любовь)

– Ребята надо чтобы эти слова всегда были рядом.

– Сегодня мы с Надеждой Михайловной ведем вас на экскурсию в ЗООПАРК.

Учитель-логопед:

Ребята! Мы идём с вами в необычный зоопарк. В нём живут животные, в названиях которых встречаются буквы Г и К.

И мы сегодня будем выделять звуки [г] и [к]:

  •  в слогах;
  •  в словах;
  •  в предложениях.

II. Основная часть:

Педагог-психолог:

– Надежда Михайловна, оказывается, Незнайка открыл двери зоопарка и животные разбежались.

«Игра на внимание»

– А животных в зоопарке столько, сколько букв в слове (ЗООПАРК)

– Посчитайте, сколько животных мы должны найти?

– Оглянитесь вокруг!

– А какие животные убежали вы увидите на картинках.

– Посмотрите внимательно.

(Дети называют животных)

– Сейчас мы их будем собирать.

Учитель-логопед:

(волк)

Работа с «Цифровым рядом». Выдвинуть ту цифру, на месте которой слышится звук [к] или [г]. Один ученик работает у доски, остальные на своих местах. Слова:

Волк, крокодил, тигр, белка, кенгуру, пингвин.

Педагог-психолог:

– Волку понравилось, как вы работаете, он решил вернуться в зоопарк. Давайте порадуемся возвращению волка поиграем и поразмышляем.

Игра «Бывает – не бывает»

– Я вам читаю фразы, а вы внимательно слушаете. Если это бывает, то хлопаете в ладоши. А если этого не бывает - топаете ногами.

  • Волк бродит по лесу.
  • В кастрюле варится молоток.
  • Кошка гуляет по крыше.
  • Собака плывет по небу.
  • Волк сидит на дереве.
  • Домик рисует девочку.
  • Девочка гладит собаку.

Молодцы! Вы хорошо и внимательно слушали и выполнили задание.

Учитель-логопед:

(крокодил)

 Сейчас, ребята, вам предстоит отхлопать по слогам слова и записать их схемы. А в схемах нужно вписать букву Г или К в тот слог, в котором этот звук слышится. Работают у доски по очереди. Слова:

Цыплёнок    !   ! к , бабочка   !  ! к ,грибы  г !   ,
Рак  к  , гномик  г ! к , кабан   к !   .

Педагог-психолог:  

–  А чтобы вернуть в зоопарк тигра давайте распутаем путаницу.

Игра «Путаница»

–  Что не правильно звучит в предложениях?

– Отвечайте полными ответами.

Положили в чашку каску.
Надевал пожарный кашку.

Сочинял писатель башню.
Рисовал художник басню.

Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.

На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.

На глазах у детворы
Крысу красят маляры.

Учитель-логопед:

На доске записаны слова с пропущенными буквами Г, К. Ваша задача – зашифровать в них буквы Г - треугольником, а букву К – прямоугольником. Слова:

Вол_,  _ро_одил,  ти_р,  бел_а,  _ен_уру,  пин_вин.

(Кенгуру возвращают в зоопарк)

Педагог-психолог:

(тигр)

А чтобы поймать белочку надо потренировать глаза, потому что белка ловко, быстро скачет по деревьям и ее трудно заметить.

Гимнастика для глаз:

– Подумайте, какими глазами солнце на землю смотрит. (Добрыми, светлыми, прощающими…)

– Посмотрите на своего друга глазами солнца.

Рисование восьмерки пальцем в воздухе и глазами, букв (г-к), отгадывание букв.

– Белка прыгнула и увидела загадку, она просит ее прочитать.

Хором читают загадку:

Кто сидит среди травы-уши выше головы?

– Про кого идет речь? (Заяц)

– Это зайчик, а посмотрите внимательно вокруг: зайчиков нигде нет. Нужна ваша помощь. Перед вами конверты с геометрическими фигурами, клей, листы.Вспомните, как выглядят зайчики? Какие геометрические фигуры вы возьмете, чтобы составить зайцев.

Вам дается 3 мин, чтобы зайчиков наклеить на листы. Ставятся песочные часы.

– Давайте разместим наших зайчиков в клетку.

Работа с компьютером

Учитель-логопед:

  1. Работа с деформированным текстом. Заяц-поэт сочиняет стихи. Помочь расставить слова в нужной последовательности. Работают по очереди.
  2. Записать графически предложения на доске:

Книга – источник знаний. ( КГ К --- )

Педагог-психолог:

– У нас остался пингвин. Он очень медлительный.

И ему трудно с вами играть. Он благодарит вас за то, что вы собрали его друзей в зоопарк.

Пингвин спрашивает:

– Как вы себя чувствовали на занятии?

– Понравилось ли вам занятие?

Учитель-логопед:

Какие задания Вам понравились на занятии?

Какие буквы и звуки вы выделяли в названиях животных?

Где вы выделяли эти буквы и звуки (в слогах,в словах и предложениях)

Молодцы! Вы хорошо потрудились!