Урок алгебры в 8-м классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:

1) образовательная:

  1. проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний: умения составлять правила уравнения по тексту и решать полученные уравнения согласно данному алгоритму.
  2. формирование навыков решения задач и уравнений.

2) воспитательная: развитие работоспособности, воспитание основных мировоззренческих идей: причинно - следственных явлений, познаваемости мира.

3) развивающая: умение выделить главное, умение сравнивать, обобщать изучаемые понятия. Развитие самостоятельности, речи учащихся, умение преодолевать трудности.

План урока.

  1. Фронтальный опрос по теме.
  2. Игра.
  3. Решение трех типов задач.
  4. Сообщение учащихся. Как извлечь корень квадратный из числа, не прибегая к таблице.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Информация о домашнем задании.

Ход урока.

1. Фронтальный опрос по теме

  1. Рассказать алгоритм решения дробного рационального уравнения.
  2. Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
  3. Назвать формулу корней квадратного уравнения.
  4. Назвать формулу дискриминанта квадратного уравнения, в которой второй коэффициент является четным числом.
  5. Назвать формулу корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
  6. Сформулировать теорему Виета.
  7. Сформулировать теорему, обратную теореме Виета.

2. Игра

Ответьте на вопросы, и вы узнаете имя великого древнегреческого математика, который ввел впервые буквенную символику в алгебру.

  А
Д
  И
  Н
  О
Т
Ф
  1. Какое уравнение можно решать излечением квадратного корня?
  2. Какое уравнение можно решать вынесением общего множителя?
  3. Какое уравнение можно решать, представив левую часть в виде квадрата двучлена?
  4. Какое уравнение можно решать, применяя общую формулу корней?
  5. Какое уравнение можно решать, используя формулу корней для четного второго коэффициента?
  6. Какое уравнение можно решать по теореме, обратной теореме Виета?
  7. Какое уравнение можно решать разложением левой части уравнения на множители, используя формулу разности квадратов?

ДИОФАНТ

Историческая справка: Диофант - единственный известный нам древнегреческий математик, который занимался алгеброй. Он решал различные уравнения, особое внимание уделял неопределенным уравнениям, теория которых называется теперь — диофантовым анализом.

3. Решение задач

Задание: Составить краткую запись условий уравнения и составить уравнение.

Задача №1.

Числитель дроби на 4 меньше знаменателя. Если числитель дроби увеличить на 19, а знаменатель на 28, то полученная дробь увеличится на  по сравнению с исходной. Найти первоначальную дробь.

Уравнение: .

Задача №2.

Катер двигался по реке. Собственная скорость катера 18км/ч. Катер прошел по течению реки 50км, а против течения 8км, затратив на весь путь 3ч. Какова скорость течения реки.

V собственная - 18км/ч.

S против течения - 8км .

S по течению - 50км.

Составим таблицу.

Пусть скорость течения реки х км/ч.

  V(км\ч) T(ч) S(км)
По течению 18+х 50
Против течения 18-х 8

Уравнение:

Задача №3.

Две машинистки, работая совместно, могут перепечатать рукопись за 8ч. Сколько времени потребовалось бы каждой машинистке на выполнение этой работы, если одной для этого потребуется 12ч больше, чем другой?

Машинистки. t Производительность труда (V) Вся работа (S) Работа, выполненная за 8ч.
1 Х+12 1
2 х 1

Составим и решим уравнение.

;

;

;

;

.

Проверка: при х1=12 и х2= -8 (х+12)х ≠0.

-8 не удовлетворяет условию задачи, так как время не измеряется в отрицательных числах.

12ч нужно второй машинистке, чтобы выполнить работы.

1) 12+12=:24(ч) - нужно второй машинистке

Ответ: 12ч , 24ч.

4. Извлечение корня квадратного из числа.


Чтобы извлечь корень квадратный из числа, нужно его разбить справа на группы по две цифры в каждой. В нашем случае 68 и 89. Далее в результат нужно записать цифру, которая при возведение в квадрат дает наиболее близкий результат к числу 68. В нашем случае это 8, так как 82=64. Вычтем из 68 число 64 и к остатку 4 сносим сразу 2 следующие цифры 89. Слева от полученного числа 489 приписываем вертикальную черту и с левой стороны от числа записываем удвоенный результат 8, то есть 2·8=16. Рядом с шестеркой нужно записать цифру, чтобы потом результат умножения дал ответ 489. В нашем случае это 3, так как 163 • 3=489. Эту тройку пишем в результат рядом с 8. Итак, получилось число 83. Значит

.

Пример: 03

5. Самостоятельная работа.

В-1

1) Знаменатель дроби на 4 больше числителя. Если числитель увеличить на 2, а знаменатель на 21, то дробь уменьшится на . Найти исходную дробь.

2) Скорость течения реки 2 км/ч катер двигался по течению 40 км, а против течения 6км, затратив на весь путь 3 ч. Какова собственная скорость катера?

В-2

1) Знаменатель дроби на 3 больше числителя. Если числитель увеличить на 4, а знаменатель на 30, то дробь уменьшится на . Найти исходную дробь.

2) Скорость течения реки 3 км/ч, катер прошел по течению 30 км, а против течения 6км, затратив на весь путь 4 ч. Найти собственную скорость катера.

6. Домашняя работа

№ 682; № 677г.