Интегрированное занятие (познавательное развитие + развитие речи + продуктивная деятельность). "В гости к Лесовичку". 2-я младшая группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Формировать представления о сезонных изменениях в природе и состоянии погоды (зима, весна). Закреплять элементарные представления о диких животных (заяц, лиса, белка, медведь). Учить определять следы животных и человека.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем.
  4. Учить отвечать на проблемные вопросы, развивать логическое мышление, уметь объяснять, сравнивать. Активизировать словарь детей: холодная, морозная, снежная, ветреная, белый, хрустящий, пушистый, мягкий, снегопад, звери, следы, нора, берлога, дупло, заросли, питаются, тепло, тает, пригревает.
  5. Развивать воображение, фантазию, умение коллективно выполнять работу. Совершенствовать навыки наклеивания готовых форм.
  6. Развивать у детей игровой замысел, умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.

Предварительная работа:

  1. Использование моделей по сезонам (зима, весна).
  2. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций.
  3. Наблюдение на прогулках.
  4. Беседы о зиме, весне, о поведении диких животных в разное время года.
  5. Разучивание песен, стихов.
  6. Импровизации имитационных образных движений.

Материалы и оборудование:

  1. Дидактические игры: «Собери картинку», «Угадай, чей след», «Спрячьте нас в наши домики», «Накорми зверей».
  2. Модели сезонных изменений природы: зима, весна; модели животных, птиц; модели зимней одежды.
  3. Фонограммы: голос Лесовичка, звук капели, щебетание птиц.
  4. Игровой материал: снежки.

Ход занятия

(Дети вместе с воспитателем входят в зал).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.

(Дети здороваются. Воспитатель обращает внимание детей на выставку детских рисунков).

Воспитатель: Какое время года изображено на рисунках?

Дети: Зима.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какая погода бывает зимой?

Дети: Холодная, морозная, снежная, ветреная…

Воспитатель: А чем покрыты земля, дома, деревья зимой?

Дети: Снегом.

Воспитатель: Какой бывает снег?

Дети: Белый, хрустящий, холодный, пушистый, сверкающий, блестящий, серебристый…

Воспитатель: С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья? На что он похож?

Дети: На ковер, на шапку, на одеяло.

Воспитатель: Когда падает много снега кругом, как это явление называется?

Дети: Снегопад.

(Звучит голос Лесовичка).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок. Я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Впереди вас ждут трудности и интересные встречи.

Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путешествие по зимнему лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Зимой холодно, ветер дует и нам надо потеплее одеться. А какую одежду мы оденем для путешествия в зимний лес?

Дети: (называют и показывают на картинке) шубу, куртку, валенки, пальто, шарфик, варежки, платок.

Воспитатель: Тогда оденемся и в путь.

Массаж тела «Зимняя прогулка».

(Движения выполняются согласно тексту).

Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой!
Я надену шубку,
Я надену шапку,
Я надену шарфик
И еще платок.
А еще красивые,
Теплые, пушистые
Крошки - рукавички
На ручки натяну.
И хотя мы маленькие,
Мы оденем валенки!

Воспитатель: Вот мы с вами и оделись. Но путь нам предстоит не легкий. Придется нам идти по глубокому снегу. (Дети под музыку выполняют ходьбу с высоким подниманием колена).

Воспитатель: (Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом).

Вот пришли мы в зимний лес.

 

 

Все мы спрячемся сейчас.

Сколько здесь вокруг чудес.

 

 

Не найдет тогда он нас.

Вот и зайка проскакал,

 

 

А на ветках снегири,

От лисы он убежал.

 

 

Словно яблоки красны.

Серый волк по лесу рыщет,

 

 

Лишь медведь в берлоге спит.

Он к лисе дорогу ищет.

 

 

Очень сильно он храпит.

 

 

 

Здесь, в лесу, красота и покой.

Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу?

Дети:

Не шуметь, не сорить.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть,
Только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Воспитатель: (Обращает внимание детей на следы). Ребята, посмотрите, а чьи это следы?

Дети: Зверей (зайца, лисы…).

Проводится Д/игра «Угадай, чей след» - дети по картинкам определяют следы человека, птиц, зверей. Затем воспитатель предлагает детям под музыку пройтись как человек (лиса, волк, медведь),попрыгать как заяц.

Лесовичок: (голос) Ой беда, беда стряслась! Мои обитатели леса перепутали свои хвосты. Ребята, помогите им!

Проводится Д/игра «Собери картинку» - дети собирают картинку обитателей леса из двух половинок.

Лесовичок: Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь.

Воспитатель: (обращает внимание детей на домики животных). Ребята, а чьи это домики?

Дети: Зверей (зайца, лисы…).

Лесовичок: (голос) Вот уж эти звери, ну просто беда с ними. Теперь они не могут попасть в свои домики, перепутали. Ребята, помогите им, пожалуйста.

Проводится Д/игра «Спрячьте нас в наши домики» - лиса – нора, заяц- заросли, медведь – берлога, белка – дупло.

Лесовичок: (голос) Спасибо вам, ребята!

Воспитатель: А у меня есть и еда для зверей. Покормите их.

Проводится Д/игра «Накорми зверей» - заяц - морковка, лиса- рыба, медведь- мед, белка - орехи.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасли зверей от зимней стужи, накормили их.

(Звучит музыка. Входит Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я Лесовичок! Я очень рад видеть вас у себя в гостях. Ребята, а вам нравится зима?

Дети: Да.

Лесовичок: Чем вам нравится зима?

Дети: Можно кататься на санках, с горки, лепить снеговика…

Лесовичок: А в какие игры вы любите играть зимой?

Дети: Снежки…

Лесовичок: Давайте с вами поиграем.

Игра малой подвижности «Снежки» (под музыку)

Дети идут по кругу со снежками и говорят стихи:

Мы танцуем со снежками.
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами! (топают)
Раз- два, раз- два, раз- два!
А теперь снежки положим
Мы под елочку сюда (кладут в круг)
И теперь в ладошки можно
Нам похлопать без труда.
(хлопают в ладоши, приседают)
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок (дети пляшут)

Лесовичок: Вот и славно поиграли. Понравилось мне с вами играть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, снег начал таять, солнышко ярче засветило, теплее стало. А когда, в какое время года такое происходит?

Дети: Весной.

Воспитатель: (Звучит фонограмма капели). Ребята, прислушайтесь. Что это? Кап- кап- кап.

Дети: Сосульки плачут, капают, тают.

Воспитатель: А почему они тают?

Дети: Тепло стало, солнце греет.

Воспитатель: Ребята, вы помните песню о плаксах - сосульках? (Да) Давайте споем ее.

Исполняется песня «Плаксы - сосульки». Слова Н. Соловьевой. Музыка М. Парцхаладзе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! (Звучит фонограмма пения птиц) Кто это поет?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Почему они так весело поют?

Дети: Потому что стало тепло, светло, солнышко ярко светит…

Игровое упражнение «Какая это птица» - воспитатель, подражая крику какой- либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети угадывая, выбирают соответствующую картинку с изображением птицы.

(Лесовичок хвалит детей и предлагает им помочь ему создать весенний пейзаж, используя готовые формы).

Воспитатель напоминает детям о правилах приема наклеивания.

По окончанию работы полюбоваться созданной картиной, выделить основные признаки весны. Предложить детям подарить картину Лесовичку.

Лесовичок в ответ дарит подарки - сувениры детям.

Воспитатель подводит итог занятия, интересуясь у детей, где они побывали, с кем встречались. Лесовичок дарит сувенир гостям.

Используемая литература:

  1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и другие.
  2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
  3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе»
  4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»
  5. М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет»
  6. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
  7. Л. М. Маневцова «Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий»
  8. Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу?»
  9. Л. М. Потапова «Детям о природе. Экология в играх»
  10. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2000год.