Модель развития педагогической культуры

Разделы: Общепедагогические технологии


Педагог - это человек, который обладает жизненным опытом, культурой поведения, строящий свою работу исходя из собственных представлений и уровня профессионализма, то есть профессиональной компетентности.

Компетентность педагога складывается из определенного набора умений (компетенций).

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений - один из критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания из практики. Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, которое при решении педагогической задачи складывается из следующих частных умений:

  • анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления);
  • осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
  • находить психолого-педагогические теории, идеи, выводы, адекватные логике рассматриваемого явления;
  • правильно диагностировать педагогические явления;
  • вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Воспитательно-образовательный процесс всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат. Основу для целеполагания и выбора возможных путей решения педагогической задачи дает анализ педагогической ситуации. Но успех целеполагания зависит не только от результатов аналитической деятельности. Во многом он предопределяется способностью к антиципации, то есть к предвидению, предвосхищению результата действий еще до того, как они будут реально осуществлены. Наличие именно этой профессионально значимой способности всегда отличало творческих педагогов.

Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. К прогностическим умениям относятся:

  • выдвижение педагогических целей и задач;
  • отбор способов достижения целей;
  • предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений;
  • определение этапов педагогического процесса;
  • распределение времени, планирование жизнедеятельности вместе с учащимися.

Умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя и предусматривают:

  • правильность постановки целей, их перевод в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся задач исходным условиям;
  • соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
  • эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
  • соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.;
  • причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных воспитательных задач.

Гностические (познавательные) умения - это умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач: получать, обрабатывать и использовать информацию, работать с новыми информационными технологиями и т.д.

Организационные умения включают в себя:

  • мобилизационные (привлечение внимания учащихся и развитие устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формирование потребности в знаниях; создание ситуаций для проявления школьником нравственных поступков, создание атмосферы сопереживания);
  • информационные (интерпретирование и адаптация информации к задачам воспитания);
  • развивающие (создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления);
  • ориентационные (привитие устойчивого интереса к социально значимой деятельности, организация совместной творческой деятельности).

Коммуникативные умения включают в себя:

  • умение воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, коллегами, родителями на фоне педагогического общения педагога и школьника, адекватно решать конфликты.

К прикладным умениям надо отнести: желательные для педагога умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга (рисование, пение, сочинение стихов и т.д.).

К психотехническим умениям относятся: культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции (аутотренинг).

В процессе работы педагог совершенствует свои умения, что позитивно влияет на взаимодействие с учащимися, помогает в оказании педагогической поддержки, в решении проблем, в развитии базовой культуры личности школьника.

Разработана МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, в которой заложен принцип развития профессионализма педагога от освоения азов педагогического труда к его осмыслению, выходу на уровень научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами педагога.

Приложение