Учимся строить отношения

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  • научить учащихся выходить из конфликта с меньшими потерями для себя,
  • уметь принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

Оборудование:

  • АИФ: статья " Школьные деды",
  • тесты "Конфликт без насилия", "Как к вам относятся окружающие?", стихи Фазиль Искандер "Моцарт и Сальери"

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели классного часа.

2. Чтение и обсуждение статьи "Школьные деды", АИФ №16 ,апрель 2006г

3. Практические занятия:

а) Составьте ситуацию, в которой между двумя сторонами возникает проблема, и покажите два варианта завершения этой ситуации:

1) Успешное разрешение проблемы.

2) Перерастание проблемы в конфликт.

б) Проанализируйте обстановку в нашем классе, как можно выйти из конфликта, почему этого не произошло?

в) А умеете ли вы выходить из конфликта мирно?

4. Выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, и выпишите их. Продолжите этот список качеств. Объясните свой выбор (обсуждение).

скромность злость
справедливость честолюбие
честность милосердие
стыдливость грубость
искренность ответственность
порядочность

5. Почему в народе сложилась поговорка "Уговор дороже денег"? Как вы это понимаете? (обсуждение).

6. Во время ссор люди бывают настолько оскорблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться. Назовите причины такого поведения людей.

7. Составьте памятку: "Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, друзьями?"

8. Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и обоснуйте его.

9. Вот уже несколько дней вы в ссоре со своим лучшим другом. Вам одиноко, грустно.

Вы хотите помириться с ним, но не знаете как это сделать. Ваш одноклассник посоветовал вам написать письмо. С какими словами вы обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помириться?

Напишите письмо другу (обсуждение писем)

Вывод: Очень сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства.

10. А умеете ли вы выходить из конфликта? Ответьте на вопросы анкеты "Конфликт без насилия". Выберите на ваш взгляд, правильные ответы.

1.  Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

А) да, являются;

Б) нет, не являются ;

В) все зависит от культуры человека, страны где он живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:

а) во всех сферах жизни и деятельности;

б) только в среде своих друзей;

в) только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

А) потому что так принято в обществе;

Б) потому что это совпадает с его желаниями;

В) потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

а) ссорятся;

б) отстаивают свои позиции;

в) вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?

А) жить по правилам не интересно;

Б) он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

В) считает, что соблюдение правил - это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?

А) грубость

Б) слабохарактерность;

В) эгоизм;

Г) доброта;

Д) ответственность;

Е) различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?

А) да;

Б) нет;

В) всегда.

8. К какому понятию относится определение "состояние взаимной вражды, серьезная размолвка":

а) конфликт;

б) ссора;

в) противоречие.

11. Ученица читает "Моцарт и Сальери". Обсуждение поведения Моцарта.

  • Почему он выпил отравленный бокал вина?
  • Какие чувства, эмоции и характер человека воздействуют на его поведение и выбор?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ УЧАЩИХСЯ КЛАССА И СОСТАВЛЕНИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Выводы:

1. Необходимо быть вежливым и уважительным человеком. Приветливость - золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.

2. Говорите больше любезностей, приятных слов, делайте комплименты. Не забывайте, что доброе слово, сказанное во время, продлевает жизнь.

3. Шутка в разговоре позволительна только в том случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого не оскорбляет.

4. Умение слушать - важнейший критерий коммуникабельности. А коммуникабельность начинается с внимания к людям.

Домашнее задание: составьте правила поведения в гостях, театре и в спортивном зале. Сопоставьте их. Определите, что в них общего и каковы различия. Чем это обусловлено?

Ключ к тесту.

1.б 2.а 3.а 4.в 5.в 6.а, в, е. 7.б 8.б.

Литература.

1. Казанский О.А. Игры в самих себя.- М.,Менеджер, 1994г.

2. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых.- Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

3. Кинчер Дж. Книга о тебе. Санкт- Петербург, Питер, 1997г.

4. Энциклопедия человеческих тестов. - М., 1997г.

5. Статья "Школьные деды", АИФ №16, апрель 2006г.