Организация коррекционно–развивающей работы учителя–логопеда и дефектолога с учащимися начальных классов, воспитывающихся в условиях детского дома

Разделы: Начальная школа


Одним из приоритетов образовательной политики, выделенным в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", является развитие системы приемных детей и детских домов семейного типа. Это обусловлено тем, что сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой как в связи с ростом количества таких детей в последнее десятилетие, так и вследствие неразработанности основных взаимосвязанных между собой диагностических и реабилитационных вопросов этой проблемы. Создание федеральной целевой программы "Дети-сироты" позволило разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке.

Мы рассматриваем сиротство как основу для развития соматических и психологических нарушений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Здоровье воспитанников детского дома характеризуется: пониженной сопротивляемостью организма различным инфекциям; морфологическими отклонениями; замедлением психического развития; различными расстройствами; нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения.

Расстройства здоровья проявляются в: повышенной утомляемости; головной боли; легкой или повышенной возбудимости; раздражительности, слезливости, частой смене настроения; агрессивности, выражающейся в вербальной и невербальной формах и др..

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от сверстников, растущих в семье: темп развития замедлен, эмоциональность снижена, пассивность в деятельности, импульсивность; отсутствие способности к сопереживанию другим людям; отклонение в развитии образа себя; общение воспитанников детского дома не соответствует ни одной из форм общения с взрослыми.

Наблюдается возрастно-индивидуальный своеобразный синдром, характеризующийся: несоответствием друг другу ряда аспектов общения; недоразвитием эмоционально-волевой сферы: оно проявляется в несформированности основных структур личности - самоощущений, самооценки, самоконтроля; недоразвитие способности управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила в отсутствии контроля со стороны взрослых.

Многие годы система работы с детьми дошкольного и школьного возраста была ориентирована только на обеспечение их познавательного развития и построена на принципах авторитарной педагогики.

Основным приоритетом в образовательном аспекте сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии через более свободное и демократичное общение в освоении общеобразовательных программ.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности - родного языка как знаковой системы.

В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и

различение звуков, словарный запас, грамматический строй речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирование личности.

Если педагоги, работающие с детьми, не будут учитывать эти характерные особенности - то их работа не принесет желаемых результатов, как в сферах познавательного и физического развития, так и в сфере социального развития ребенка.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Диагностика речи детей, воспитывающихся в детском доме, показывает следующее: почти все воспитанники имеют речевой диагноз "общее недоразвитие речи", которое является результатом депревации и госпитализации, характерных для специальных учреждений закрытого типа.

Особенности речи детей, воспитывающихся в условиях детского дома:

  • фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями;
  • отмечается общая вялость артикуляции, что обусловлено проявлением неврологической патологии - снижением тонуса артикуляционных мышц;
  • недостаточная аналитическая деятельность воспитанников не позволяет им в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их, они испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда, предложений из 4-5 слов;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие сказывается в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму;
  • бедный словарный запас: отсутствие в нем прилагательных, наречий;
  • не систематизирован номинативный словарь (не освоены родовые понятия);
  • нарушение развития связной речи;
  • узок круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отсутствуют навыки анализирующего наблюдения, аналитико-синтетическая деятельность;
  • недостаточная сформированность познавательной деятельности, низкий уровень развития психических процессов;
  • нарушение пространственного восприятия, нарушение зрительно-моторной координации;
  • недоразвитие мелкой моторики.

Поэтому для этих детей необходима помощь логопеда, который проводит работу по формированию и развитию всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Результатом всей логопедической работы с детьми должна явиться самостоятельная речь: в общении с взрослыми и сверстниками они должны проявлять умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить предложения, композиционно оформлять их содержание; грамматически правильно писать.

Работа по коррекции речи должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные им психологические особенности. Она должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления), коррекцией недостатков психофизического развития.

Условия коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детского дома:

  • соблюдение требований по обучению с ЗПР;
  • постепенное включение в деятельность;
  • предоставление времени для обдумывания ответа и проверки;
  • индивидуально-дифференцированный подход к оцениванию ответов;
  • взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов;
  • взаимодействие логопеда и всех специалистов детского дома;
  • системный подход к развитию речи.

Содержание работы учителя-логопеда с воспитанниками детского дома.

1-е направление работы: изучение речевого развития воспитанников детского дома.

Цели и задачи: определение уровня развития доречевых процессов и развития речи.

Формы работы: методика обследования доречевых процессов, методика комплексного изучения готовности восприятия русского языка, заполнение карты по методике Л.И.Переслени, речевая карта школьника.

Ожидаемый результат: конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом развитии; индивидуализация выдвигаемых задач работы.

2-е направление работы: организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

Цели и задачи:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
  3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Формы работы: реализация коррекционных программ логопедической работы на каждом возрастном этапе через индивидуальные и фронтальные коррекционные занятия.

Ожидаемый результат: правильное звукопроизношение; разрешение актуальных проблем воспитанников детского дома.

3-е направление работы: реализация индивидуальных возможностей и способностей детей с нарушением речи.

Цели и задачи: развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению; оказание помощи учащимся в процессе обучения математике и русскому языку; формирование полноценных учебных знаний.

Формы работы: индивидуальные и фронтальные коррекционные занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников; снижение проблем, связанных с освоением программ школьного обучения.

4- направление работы: осуществление консультационной деятельности.

Цели и задачи: интеграция с подразделениями реабилитационной службы, педагогическим коллективом по разрешению актуальных проблем воспитанников.

Формы работы: собеседования с воспитателями групп, специалистами детского дома по результатам логопедического обследования; кейс-стадии; ПМПК; индивидуальные консультации педагогов по вопросам развития речи у воспитанников; семинары-практикумы, деловые игры; оформление памяток.

Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников; повышение профессионального уровня педагогов в вопросах развития речи.

В нашем детском доме живут дети дошкольного и школьного возраста, поэтому вся проводимая работа определяется по двум направлениям. Но существует единое звено, которое объединяет их - это связная речь. Связная речь - это основа успеха для дошкольников - успешно подготовиться к школьному обучению, для школьников - успешно овладеть школьной программой, и как для дошкольников и школьников - это всестороннее развитие личности и социальная адаптация к новым жизненным условиям. Исходя из этого ближайшая цель работы:

  • развитие речи (дошкольники),
  • восполнение пробелов в развитии речи (школьники).

Перспективная цель - социальная адаптация к новым жизненным условиям.

Как любой вид деятельности, логопедическая работа включает в себя обязательно такие структурные компоненты: цель и ожидаемый результат.

Чтобы определить их содержание, нужно провести диагностику, на основе которой определить программу коррекционного обучения и мониторинг, подтверждающий или отвергающий эффективность проводимой работы.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором пересекаются как более элементарные (сенсорный, гностико - практический), так и высоорганизованные уровни (смысловой, языковой).

Все эти процессы лежат в основе используемых нами диагностических методик и соотносятся с возрастом детей (см. приложение 1).

В диагностическом блоке обследуются составные части речи и психологические особенности детей. Без изучения последних - диагностика не будет полной и не принесет ожидаемого результата. Результаты фиксируются в речевых картах детей.

На основе диагностики педагоги детского дома выбирают программу коррекционного обучения по преодолению отклонений речевого развития детей дошкольного и школьного возраста, определяют этапы работы и содержание коррекционно - воспитательной работы.

Исходя из специфики деятельности учителя - логопеда и учителя - дефектолога в условиях детского дома и возрастных особенностей детей, нами были выделены следующие формы работы с воспитанниками: "Эта волшебная тетрадь", "Словарный диктант", "Молодой ученый /работа с деформированным текстом/", "Юный исследователь /работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру/" и другие (см. приложение 2).

Обоснование выбора той или иной формы обусловлено спектром решаемых задач и возрастом воспитанников детского дома.

Каждая форма имеет определенную структуру: цель, задачи, методы обучения и воспитания, приемы.

Нужно помнить, что целью работы учителя - логопеда является восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи у воспитанников детского дома, а задача учителя - дефектолога - обеспечить специальную /коррекционную/ помощь детям, испытывающим трудности в обучении.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие логопеда и дефектолога с педагогическими коллективами детского дома и школ, в которых обучаются наши воспитанники.

Приложение 1, приложение 2.