Урок по русскому языку для 2-го класса по теме "Части речи. Закрепление пройденного материала"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепление знаний учащихся об имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге как частях речи.

Оборудование:

– магнитные карточки со словами;
– разрезные карточки с буквами (на каждую парту);
– видео или фотографии с изображением хамелеона;
– карта Африки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Какие вы знаете части речи?

Ученик: Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

II. Постановка темы урока

Учитель: Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие по Африке. А во время путешествия будем повторять части речи.

III. Чистописание

Рис.1

IV. Работа по теме урока

1. Имя существительное.

Учитель: Прочитайте слова, написанные на доске, и вы узнаете, какие интересные места можно посетить в Африке.

с т р…н а

г о р…д

р…к а

о з…р о

п у с т ы н я

 

Рис.2

Учитель: В словах пропущены буквы. Как называется орфограмма?

Ученик: Безударный гласный звук в корне слова.

Учитель: Приготовьте веера с буквами. Показывайте пропущенную букву и называйте проверочное слово (весь класс показывает буквы).

Ученик: В слове страна пропущена буква а, проверочное слово – страны; в слове город пропущена буква о, это словарное слово; в слове река пропущена буква е, проверочное слово – реки; в слове озеро пропущена буква е, проверочное слово – озёра.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы (дети записывают слова в столбик).

Учитель (после записи слов в тетрадь): К какой части речи относятся эти слова?

Ученик: Это имена существительные.

Учитель: Что такое имя существительное? (Ученики рассказывают правило).

Учитель: На какой вопрос отвечают существительные, написанные на доске?

Ученик: Что?

Учитель: Как называются такие имена существительные?

Ученик: Неодушевлённые.

Учитель: Ребята, а вы можете сказать, какую страну и какой город мы посетим? На какую реку или озеро поедем? Какую пустыню увидим?

Ученик: Нет. Нужно знать название.

Учитель: Соедините имена существительные с их названиями. (Учитель заранее вывешивает на доску карточки с географическими названиями).

Рис.3

(Дети по-одному подходят к доске и подставляют к словам карточки с названиями).

Рис.4

Учитель: Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Ученик: Это имена собственные.

Учитель: Допишите эти имена собственные в тетрадь и подчеркните заглавную букву.

2. Связь существительного с прилагательным.

Учитель: А сейчас вы узнаете, какие животные обитают в Африке. Возьмите карточки с буквами и “соберите” из них названия животных. (Учитель заранее кладёт на парты по одному набору букв. Дети работают в парах).

з

 

е

 

б

 

р

 

а

           
                             

ж

 

и

 

р

 

а

 

ф

           
                             

с

 

л

 

о

 

н

               
                             

о

 

б

 

е

 

з

 

ь

 

я

 

н

 

ы

                             

Рис.5

(Ученики по-одному выходят к доске и записывают получившиеся слова).

Учитель: К какой части речи относятся эти слова?

Ученик: Это имена существительные.

Учитель: На какой вопрос они отвечают?

Ученик: Кто?

Учитель: Как называются такие имена существительные?

Ученик: Одушевлённые.

Учитель: Как изменяются имена существительные?

Ученик: Имена существительные изменяются по числам.

Учитель: Обозначьте число существительных. (После записи): Какая часть речи тесно связана с существительными?

Ученик: Имя прилагательное.

Учитель: Что такое имя прилагательное? (Ученики рассказывают правило). Подберите к названиям животных подходящие по смыслу прилагательные и запишите полученные словосочетания.

Запись на доске и в тетрадях:
Зебра (какая?) полосатая.
Жираф (какой?) высокий.
Слон (какой?) сильный.
Обезьяны (какие?) шустрые.

Учитель: А какое число будет у прилагательных?

Ученик: Как и у существительных.

Учитель: Как изменяются существительные и прилагательные?

Ученик: Имена существительные и прилагательные изменяются по числам.

3. Физкультминутка.

Учитель: А теперь отправимся к реке Нил. (Дети встают и выполняют движения.)

Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется вода.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
(Движения руками,
имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится
На корягу над водой.
(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся за парты.) [1]

4. Глагол. Письмо по памяти.

Учитель: А вы могли бы вот так поплавать в реке Нил?

Ученик: Нет.

Учитель: Почему?

Ученик: Там плавают крокодилы.

Учитель: Прочитайте предложение.

Рис.6

Предложение заранее написано на доске. Учитель обращает внимание детей на трудные места: окончания глагола и прилагательного, безударные гласные, написание предлога и имени собственного.

Учитель: Запишите это предложение по памяти.

Несколько секунд дети запоминают, потом учитель закрывает предложение. После записи – проверка. Учитель открывает предложение. Ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга.

Учитель: Подчеркните главные члены предложения. Подберите синонимы к слову водятся.

Ученик: Живут, обитают.

Учитель: К какой части речи относятся эти слова?

Ученик: Это глаголы.

Учитель: Что такое глагол? (Ученики рассказывают правило.)

5. Части речи.

Учитель: А ещё в Африке обитают экзотические животные, такие как, например, хамелеон.

Рассказ учителя о хамелеонах.

Хамелеоны – особая группа ящериц, куда относятся около 90 видов. Хамелеоны – жители тропиков и субтропиков. Есть хамелеоны длиной полметра, а есть крошки – длиной всего 4 см. Облик хамелеона своеобразен. Ноги, похожие на рачьи клешни, приспособлены для обхватывания веток. У хамелеонов очень медленные, точно сонные, движения.

Основная пища хамелеонов – насекомые. Ловят они их с помощью длинного языка. Заметив жертву, хамелеон “выстреливает” в неё языком и языком же втягивает добычу обратно в рот. Долгое время думали, что на кончике языка у хамелеона – какое-то липкое вещество. Но, оказывается. Кончик языка хамелеона выгибается наподобие чашечки и превращается в мощную присоску. На этой присоске и оказывается жертва-насекомое.

Удивительны глаза хамелеона. Хамелеон может смотреть одним глазом, например, вперёд и вверх, а другим – назад и вниз.

Ещё более примечательная черта хамелеона – изменение окраски и рисунка тела. Хамелеон может менять свою окраску от жёлтой и зелёной до пурпурной. Обычно он окрашен так, чтобы сливаться с окружающим фоном. Переливами красок он выражает своё самочувствие и настроение. Атакованный врагом, он приобретает чёрную окраску и раздувается вдвое против своей обычной величины. [2]

Затем учитель показывает детям видео или фотографии с изображением хамелеона.

Рис.7

Учитель: Прочитайте предложение, записанное на доске (Предложение заранее написано на доске).

Рис.8

Учитель: Спишите предложение и над каждым словом напишите часть речи (Один ученик пишет части речи на доске).

V. Итог урока

Учитель: Понравилось вам путешествие по Африке? Какие части речи мы повторили во время нашего путешествия? Что интересного вы узнали об Африке?

Список литературы:

  1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак”, 2005. – 96 с.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: “Аванта +”, 1994. – 688 с.