Логопедическое занятие по оптической дисграфии учителя-логопеда "Дифференциация букв ц,, щ, Ц, Щ в словосочетаниях, предложениях и в тексте"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели: закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятии в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки словарного анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.

Оборудование: палочки, шнурки и спички для конструирования букв (каждому ребёнку); буквы Ц-Щ (запись на доске); демонстрационные картинки: цыпленок, щенок и ящерица; схемы для образования символов; пособие: Цветы; лист картона 11х15; посыпанные пшеном (для записи букв занятия пальчиком) и салфетки; спички и палочки для конструирования и образы картинок для выкладывания.

Ход занятия

1. Орг.момент.

2. Фонетическая загадка.

  • Как подзывают цыплят? (цып, цып…)
  • Как паровоз выпускает пар? (щ, щ, щ…)

Кто внимательный?

  1. Найти одинаковый звук в словах:
    • Полотенец, заяц, огурец, цыплёнок, цель.
    • Клещи, щётка, ящик, ящерица, щука.
  2. С какого звука начинаются слова:
    • Щи, щавель, щегол, щётка, щенок.
    • Царь, царевна, цапля, цифра
  3. Загадки о буквах.
    Стул чинил сегодня мастер
    Клеил он его и красил.
    Мастер стул перевернул –
    Стал на Ц похожим стул.
    (буква Ц)

    На расчёску
    Эта буква похожа.
    Три зуба всего?
    Ну что же.
    (буква Щ)

  4. Развитие кинетических представлений.
    Логопед: Запишите пальцем на листе, посыпанном пшеном, букву Ц, а затем Щ

  5. Конструирование букв занятие из элементов.
    Логопед: Сложите из палочек заглавную печатную букву Ц, запишем Щ; выложите из шнурков строчную рукописную букву Ц, запишем Щ.

  6. Сформулировать тему занятия и записать её в тетрадь.

II. Основная часть занятия.

  1. Припоминание сходства и различия букв занятия (Ц – имеет два повторяющихся элемента, а Щ - три )
    Припоминание символов для систематического обозначения букв Ц-Щ. для буквы Ц – синюю двойку ( т.к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы Щ – зелёную тройку (т.к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента).
  1. Развитие логического мышления. Определение предмета по предложенным признакам.
    Логопед: Отгадайте героев занятия по описанию.
    Первый – жёлтый, пушистый, пищит, дружит с буквой Ц, появляется из скорлупы.
    (Цыплёнок)
    Вторая – бывает различного цвета: зелёного, синего, серого, лапки с перепонками. Имеет длинный хвост, появляется из скорлупы, умеет ползать. «Дружит» с обеими буквами занятия.
    (Ящерица)
    Третий – пушистый, игривый, шаловливый, когда вырастает будет охранять дом. Ему нравиться буква Щ.
    (Щенок)

    После названия всех героев логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Дети расставляют буквы Ц-Щ под картинками.
  1. Развитие навыков сложного анализа и синтеза.
    Логопед: Щенок, цыпленок и ящерица принесли вам много заданий. Вот первое из них. Составьте новые слова при помощи моделей и объясните значение полученных слов.

Слова: щётка, щегол, щенок, лисица, цапля, цари, царевна.

  1. Развитие слухового внимания и логического мышления.
    Логопед: Герои занятия записали слова, но очень торопились и пропустили свои любимые буквы. Вставьте в записанные на доске слова буквы и прочитайте слова.
ВЕ…И           ПЛА…           …АРСТВО
У…ЕЛЬЕ   …АПЛЯ   МЕТЕЛИ…А
…ЕНОК   …ЕПКА   …АВЕЛЬ
    …ЕЛЫЙ    
  1. Пальчиковая гимнастика.
    Упражнение «Цапли», «Ящерица», «Дерево»
    Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Дерево всё выше, выше.
  1. Развитие навыков конструирования.
    Работа с палочками или спичками.
    Логопед: Выложите по заданию логопеда или по образцу фигуры «Цапли», «Дерево», «Ящик», «Цветок».
  1. Развитие звукового анализа.
    Логопед: Ящерица принесла в подарок своим друзьям необычные цветы.
    Логопед выставляет пособие «Цветы»

Посмотрите, бабочки летят к понравившимся цветам, чтобы образовать с написанными на них символами новые. Какие слова у них получаются?
Ответ: каменщик, носильщик, певица.
Что общего между этими словами?
(это профессии)

  1. Работа на уровне текста.
    2 класс. Логопед: Вставьте буквы и слова и прочитайте предложения. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.

КОГДА МАЛЬЧИК УХОДИЛ В ШКОЛУ, …ЕНОК ШАЛИЛ СО …ЁТКОЙ.
У БОРИ ЖИЛ МАЛЕНЬКИЙ …ЕНОК.
БОРЯ И …ЕНОК БЫЛИ НАСТОЯ…ИМИ ДРУЗЬЯМИ.
БОРЯ КОРМИЛ …ЕНКА МОЛОКОМ.

Запишите текст в тетрадь. Прочитайте его. Выделите в словах буквы занятия: букву Ц – обведите синим кружком, а Щ – зелёным.

III. Итоги занятия.

Логопед: Посмотрите на картинки (цапля, гусеница, щенок, солнце, ящик, плащ).

Какие предметы вы видели?

Назовите их и запишите название под соответствующими буквами.