Курить — здоровью вредить

Разделы: Технология, Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка.

Проблема подросткового курения среди остальных подростковых проблем выглядит не самой острой. Подростковое курение многие уже давно рассматривают как обычное явление, забывая о том, что вред, наносимый организму курением, особенно в раннем возрасте, в значительной степени носит отсроченный характер. Оно отзывается сильными негативными последствиями в будущем. Эксперты Всемирной организации здравоохранения назвали это пагубное пристрастие человечества - табачной эпидемией. Если учесть, что сейчас каждый шестой житель планеты “табакоман”, то табачную эпидемию можно смело поставить по масштабности на первое место. Земной шар окутан табачным дымом. И из-за этой дымовой завесы звучит поистине гамлетовское: “Курить или не курить ? – вот в чём вопрос”.

Курение является одной из вредных и распространённых привычек среди молодёжи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признаётся одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей и, прежде всего молодёжи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно – исследовательского центра профилактической медицины Российской Федерации академиком Р.Г. Огановым о том, что курильщик – это человек, имеющий определённые дефекты в культуре и поведении.

Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреждение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лечение, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожалению, всё это даёт только временный эффект и всего лишь 1/5 часть бросает курить после принятых мер, большинство же возобновляет привычку.

Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данной работе представлена программа, которая отличается от обычных программ широким разнообразием методического оснащения, гибкостью и длительностью применения, направленностью на широкую аудиторию – от детей до взрослых. Ключевыми моментами программы являются:

  • предоставление полной информации о вреде курения на организм человека;
  • показ механизмов влияния сверстников, родителей на распространённость курения;
  • проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением;
  • моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки;
  • проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков.

Программа позволяет проводить систематическую профилактическую работу в классе на протяжении одного года. Под профилактической работой мы понимаем создание на занятиях (классные часы, досуговое время, родительские собрания), в социуме (Дворец Творчества, Детская библиотека, центр “Откровение”) таких ситуаций, которые приводят учащихся к положительным установкам на здоровый образ жизни, формируют мотивацию на полный отказ от курения.

Цель программы: Формирование у учащихся среднего школьного возраста системы взглядов и выработка знаний, умений и отдельных навыков в области здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Ознакомить школьников с:
  • психологическими и физиологическими особенностями подростка;
  • вредным воздействием курения на здоровье человека;
  1. Сформировать у учащихся негативное отношение к курению;
  2. Привлечь учащихся к активной пропаганде здорового образа жизни;
  3. Способствовать занятости подростков во внеурочное время (посещение кружков, секций и т.д.).

В предлагаемой программе выделены 4 основные направления:

  1. Знакомство с теоретическими основами здорового образа жизни и вредного воздействия табака.

Педагог может использовать разнообразные методы, что делает занятия более творческими и позволяет осуществить многоплановое воздействие на школьников.

Основными методами являются:

  • Лекция: это один из способов быстрой подачи необходимой информации.
  • Чтение: оно наиболее полезно для учащихся лишь в сочетании с другими способами обучения.
  • Использование наглядных пособий: одни учащиеся усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием.
  • Обсуждение в группах: оно даёт возможность учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определённой темы, а также позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих сверстников.

Занятия проводятся в классе с периодичностью один раз в месяц.

В этом направлении можно использовать следующие формы работы:

  • просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
  • встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
  • встречи со специалистами;
  • чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
  • беседы по профилактике вредных привычек.
  1. Проведение анкетирования, т.е. организация исследовательской работы, проводимой в рамках профилактики курения и формирования собственного отношения к вредной привычке.

Анкетирование и исследование проблемы самими учащимися – один из самых эффективных способов привлечения внимания обучаемых и стимулирования к изменению своего поведения. Этот способ меняет поведение обучаемого ученика в той же мере, в какой влияют на него сверстники. В рамках программы педагоги могут опираться на наиболее подготовленных учащихся, которые помогают им в качестве ассистентов в работе с другими детьми.

Слово “нельзя” вызывает в подростке неукротимый интерес, и именно поэтому нам крайне важно рассматривать результаты проводимого анкетирования не только как совокупность беспристрастных статистических данных, но и как средство формирования у учащихся собственной позиции.

Анкетирование учащихся проводится три раза в год, анкетирование родителей – один раз в год.

  1. Организация практической деятельности учащихся, направленной на развитие привычек здорового образа жизни.

Основной метод – это обучение практикой действия: учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Ролевые игры, или обучение практикой действия, рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в критической обстановке. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения.

Мероприятия проводятся один - два раза в месяц.

  1. Организация профилактической работы с родителями учащихся.

Особым потенциалом в профилактике курения среди учащихся в школе обладают родители. Прежде всего, родители обладают огромным жизненным опытом, они являются представителями многих профессий, где курение отрицательно сказывается на производительности труда. Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодёжи наиболее значимо для подростков.

Реализация в школах программы “Курить – здоровью вредить” предлагает работу с родителями в таких направлениях, как:

  • ознакомление родителей с содержанием программы;
  • выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: “Что содержится в табачном дыме?”, “Почему люди курят?”;
  • ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения;
  • проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей.

Работа с родителями осуществляется на родительском собрании один раз в четверть и индивидуальные беседы (по необходимости).

Реализация программы должна способствовать привитию школьникам сознательного и ответственного отношения к вопросам личного здоровья, выработки умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы табакокурения.

Таким образом, выводы о результатах могут быть представлены в двух аспектах анкетирования:

  • Непосредственный анализ статистических данных.
  • Изучение влияния проведённого анкетирования на становление и развитие личности подростка.

Программа воспитательной работы по профилактике вредных привычек в 7-х классах

Месяц Теоретические основы здорового образа жизни и вредного воздействия табака. Анкетирование Организация практической деятельности учащихся, направленной на развитие привычек здорового образа жизни. Профилактическая работа с родителями учащихся
Сентябрь Беседа “Курение как социальная проблема в обществе” Анкета “Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ”   Анкетирование “Курение и дети”
Октябрь Беседа “Почему люди курят?”   Театрализованное представление “Сказка о том, как мальчики победили табачный дым”  
Ноябрь Беседа “Что содержится в табачном дыме?”     Родительское собрание “Кризис подросткового возраста”
Декабрь Беседа “Общие последствия курения”  
  • Конкурс рисунков “В здоровом теле - здоровый дух”
  • Эстафета: “Новое поколение выбирает!”
 
Январь Групповое занятие “Бросаем курить!” Тест: “Являетесь ли вы рабом сигареты?”    
Февраль Встреча с наркологом “Курение как угроза здоровью”   Конкурс стихов, частушек, сочинений на тему “Курить или не курить вот в чём вопрос?” Беседа “Общение подростка со сверстниками”
Март Беседа “Профилактика курения в обществе”   Игра “Суд над сигаретой”  
Апрель   Анкетирование “Как учащиеся относится к курению?”   Беседа с психологом и наркологом.
Май    
  • Посещение киноклуба в к/т “Рубин”
  • Просмотр кинофильма по теме “Сигаретный яд”
Беседа “Подросток и взрослые”