Методическое обеспечение пропедевтического курса "Основы информатики в начальной школе"

Разделы: Информатика, Начальная школа


За полной разработкой электронного учебника обращаться в оргкомитет Фестиваля. (размер учебника 265 мегабайт).

Урок 1. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики

Цели урока:

  1. Познакомить с правилами поведения в кабинете информатики.
  2. Познакомить с правилами техники безопасности при работе на компьютере
  3. Познакомить с правилами включения и выключения компьютера

Задачи урока:

Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда

Развивающая: развитие алгоритмического мышления

Обучающая: научить правилам поведения и технике безопасности при работе на компьютере.

Оборудование: Компьютеры, обучающие диски Московской медиатеки, диапроектор, интерактивная доска, картонная коробка.

План урока

  1. Организационный момент, постановка цели урока – 2 минуты
  2. Изложение нового материала – 15 – 20 минут
  3. Домашнее задание 2 мин.
  4. Закрепление изученного материала. Практическая часть (работа на компьютере)

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: «Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики» (Презентация, слайд 1)

Ребята, сегодня вы впервые пришли в кабинет информатики как ученики. (слайд 2) В этом кабинете вы видите много компьютеров и различной техники. Для того, чтобы с вами при работе на компьютерах не случилось беды, я хочу познакомить вас с некоторыми правилами. Правила поведения в кабинете информатики, Правилами техники безопасности при работе на компьютера и Правилами включения и выключения компьютера.

А сейчас ответь мне, пожалуйста на вопрос: Что вы знаете о компьютерах?» (слайд 3)

- Ответы учащихся -

Учитель: (слайд 4) «Молодцы. Компьютер - это устройство, предназначенное для накопления, хранения, обработки и передачи информации.

А как называются части из которых состоит компьютер?»

- Ответы учеников-

Учитель: ( слайд 5)«Вы все знаете, молодцы. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь – это основные части компьютера.

(слайд 6) В системном блоке находится процессор, устройство, которое непосредственно и занимается обработкой информации.

(слайд 7) На монитор выводится видео информация. Мы можем увидеть на нем различные картинки, текст, ярлыки (значки) различных программ и файлов.

Клавиатура – устройство, с помощью которого мы можем вводить текстовую информацию в компьютер.

Мышь – устройство, с помощью которого мы можем запускать или закрывать программы, перемещать их по рабочему столу компьютера. Мышь состоит из верхней и нижней неподвижной частей. Верхняя часть в свою очередь состоит из двух кнопок, правой и левой и колесика, которое расположено между ними.

Колонки – еще одно устройство, которое можно подключить к компьютеру. Они используются для вывода звуковой информации из компьютера (с их помощью мы можем слушать звуки и музыку.

Принтер – устройство для вывода текстовой информации на бумагу. С его помощью мы можем напечатать фотографии, картинки, графики, стихи, рассказы и многое другое.

(слайд 8) А кто может сказать, где применяют компьютеры?»

- Ответы детей –

Физминутка

Учитель «Молодцы. А теперь посмотрите на экран, это только небольшой перечень мест, где применяются компьютеры. (слайды с 9 по 13)

(слайд 14) А какие правила безопасности знаете вы?»

- Ответы детей –

Учитель: « Молодцы. А теперь посмотрите на экран. Сейчас компьютер покажет, а я расскажу главные из правил. (слайды с 15 по 20)

Я хочу подарить каждому из вас небольшую памятку правил техники безопасности при работе на компьютере. Вы можете взять их на своих партах..

Пожалуйста назовите мне основные правила».

- Ответы детей-

Учитель: «Молодцы. Вы все прекрасно запомнили. Я думаю, что все вы хотите побыстрее сесть за компьютеры, но не торопитесь. Мы еще не познакомились с правилами включения и выключения компьютера. (слайды 23 – 24).

(слайд 25. А теперь попробуйте сами рассказать мне как включить и выключить компьютер?»

- Ответы детей-

(слайд 26) Учитель «Ну что же прекрасно, вы все всё запомнили. А сейчас приступим к практической части. Подойдите каждый к своему компьютеру. Включите компьютер.

После завершения загрузки (с рабочего стола должны исчезнуть песочные часы) найдите на рабочем столе ярлычок с программой «Мир информатики» и запустите её, наведя на ярлык программы курсор мыши в виде белой стрелочки, щелкнув два раза левой кнопкой мыши. В открывшемся окне программы выберете картинку на которой написано – 1 год обучения, так же щелкнув по ней два раза левой кнопкой мыши.

(слайд 27). Следующее окно программы должно выглядеть так. Самостоятельно просмотрите темы: «Компьютер и его основные устройства», «Применение компьютеров», «Правила поведения в кабинете информатики». Попеременно наведите курсор мыши на нужные темы и щелкнув два раза левой кнопкой мыши.

После просмотра выбранной темы, нужно вернутся обратно. Для этого наведите курсор мыши на нарисованную голубую стрелочку в левом углу окна программы и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Выберите следующую тему.

После просмотра всех выбранных тем, завершите работу в данной программе. Для этого наведите курсор мыши на нарисованную дверцу в правом углу окна программы. Подтвердите выход из программы нажав на слово «да».

(слайд 28) После завершения урока (как только прозвенит звонок) самостоятельно выключите компьютер в соответствии с правилами выключения компьютера.

Урок 2. Признаки предметов

Цели урока:

  1. Изучить признаки предметов (цвет, форму, размер, материал, вкус, название и т.д.)
  2. Научить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку
  3. Отработка навыков работы с мышью

Задачи урока:

Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда

Развивающая: развитие алгоритмического мышления

Обучающая: научить правилам безопасности при работе на компьютере, научить отличать предметы по признакам.

Оборудование: Компьютеры, обучающие диски Московской медиатеки, диапроектор, интерактивная доска, картонная коробка, картинки с предметами с общим названием (картинки детского лото)

План урока

  1. Организационный момент, постановка цели урока – 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания – 3 мин
  3. Изложение нового материала – 15 – 20 минут
  4. Домашнее задание 2 мин.
  5. Закрепление изученного материала. Практическая часть (работа на компьютере)

Ход урока

Учитель (Презентация 2, слайд 1) «Тема нашего сегодняшнего урока: Признаки предметов.

(слайд 2) Сегодня мы должны с вами познакомится с признаками предметов, научится обобщать предметы по какому либо признаку. Закрепить навык работы с мышью.

(слайд 3) А сейчас давайте повторим знания, которые вы получили на прошлом уроке. Ответьте мне пожалуйста на вопросы»

- Ответы детей-

Учитель «Молодцы, а теперь мы приступим к изучению новой темы. Скажите, кто из вас знает что означает слово предмет?»

- Ответы детей-

Учитель (слайд 4) «Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы, У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета. Признаки предметов это: цвет, форма, размер, материал из которого он состоит, вкус, название.

(Слайд 5) Откройте пожалуйста свои рабочие тетрадки часть 1 на странице 2, и посмотрите на рисунок. Выполните задание в своих тетрадках»

Вызвать одного ребенка к доске. С помощью цветных маркеров на интерактивной доске предложить ребенку выполнить задание № 1, прокомментировав свои действия.

(Ответы: Елка и лягушка – зеленые, лимон и цыпленок – желтые, белка и лиса – оранжевые, слон и мышка – серые, помидор и машина – красные)

Учитель (слайд 6) «Ответьте на вопрос: Какой признак предметы мы изучили?

- Ответы детей –

Учитель «Правильно, этот признак – цвет. (слайд 7) А сейчас к доске выйдет другой ученик и выполнит и прокомментирует следующее задание. Это задание № 2 у вас в тетради. Остальные ребята в своих тетрадках так же выполните задание.

(слайд 8) Молодцы, а теперь ответьте на вопрос: Какой признак предмета мы только что изучили? »

- Ответы детей

Учитель « Правильно этот признак – форма. (слайд 9- 12) Следующее задание № 3, 4»

Каждое следующее задание один ребенок выполняет у доски, остальные в своих тетрадках. Ребенок, выполняющий задание у доски, должен комментировать, почему он выполняет то или иное действие. А учитель поправлять неточные высказывания. После каждого выполненного задания дети отвечают на вопрос, какой признак они изучили.

( задание № 4 – ножовка и гвоздь, лампочка и стакан, тетрадь и конверт, карандаш и дом.)

В задании № 5 (слайд № 13) дети должны классифицировать предметы по общему признаку.

(Ответы: Общие признаки: цвет, форма, игрушки, сделаны из дерева.)

В задании № 6 выполнить действия ( слайд № 14 - 15)

(Ответы: Ведро – красное; лишний предмет – стол, т.к. он круглый; дорисовать средний и большой гриб; подходящий предмет – любой металлический предмет, например гвоздь; лишний предмет – утюг, т.к. остальное посуда; следующая фигура желтый квадрат)

Задание № 7. Сгруппировать предметы (слайд № 16)

(Ответы: группы: одежда, животные, посуда, овощи)

Учитель (слайд № 17) « С какими признаками предметов вы сегодня познакомились?»

- Ответы детей-

Физпауза

Учитель «Молодцы, мы с вами выполнили все задания. А сейчас пометьте своих тетрадках задание № 8 (слайд № 18). Это ваше домашнее задание. Вы должны выбрать предметы по какому либо одному признаку, вырезать их и вклеить в мешок. Пусть родители дома помогут вам.

А сейчас приступим к практической части. (слайд № 19) Расскажите мне о правилах техники безопасности при работе на компьютере»

- Ответы детей-

Учитель «Молодцы, вы все помните. Пройдите пожалуйста за свои компьютеры и запустите с рабочего стола программу «Мир информатики», наведя на ярлык программы курсор мыши в виде белой стрелочки, щелкнув два раза левой кнопкой мыши. В открывшемся окне программы выберете картинку на которой написано – 1 год обучения, так же щелкнув по ней два раза левой кнопкой мыши.

(слайд 20). Следующее окно программы должно выглядеть так. Самостоятельно просмотрите темы: «Мышь. Пиктограммы» и «Гимнастика для рук» Попеременно наведите курсор мыши на нужные темы и щелкнув два раза левой кнопкой мыши.

После просмотра выбранной темы, нужно вернутся обратно. Для этого наведите курсор мыши на нарисованную голубую стрелочку в левом углу окна программы и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Выберите следующую тему.

После просмотра всех выбранных тем, завершите работу в данной программе. Для этого наведите курсор мыши на нарисованную дверцу в правом углу окна программы. Подтвердите выход из программы нажав на слово «да».

(слайд 21) После завершения урока (как только прозвенит звонок) самостоятельно выключите компьютер в соответствии с правилами выключения компьютера.

Урок 3. Описание предметов

Цели урока:

  1. Научить описывать и определять предметы через их признаки
  2. Научить сравнивать предметы по их признакам
  3. Отработка навыков работы с мышью

Задачи урока:

Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда

Развивающая: развитие алгоритмического мышления

Обучающая: научить правилам безопасности при работе на компьютере, научить отличать предметы по признакам.

Оборудование: Компьютеры, обучающие диски Московской медиатеки, диапроектор, интерактивная доска, маркеры, картонная коробка, картинки с различными предметами

План урока

  1. Организационный момент, постановка цели урока – 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания – 3 мин
  3. Изложение нового материала – 15 – 20 минут
  4. Домашнее задание 2 мин.
  5. Закрепление изученного материала. Практическая часть (работа на компьютере)

Ход урока

Учитель (Презентация 3, слайд 1) «Тема нашего сегодняшнего урока: Описание предметов

(слайд 2) на сегодняшнем уроке мы должны: Научится описывать и определять предметы через их признаки. Научится сравнивать предметы по их признакам. Закрепление навыков работы на компьютере с помощью мыши.

Проверить д\з ( № 8 стр 5)

(Ответы: Например по форме: группа круглые предметы; группа прямоугольные предметы; По цвету; Съедобные: овощи и т.д.)

(слайд 3) Итак, на прошлом уроке мы говорили о признаках предметов, то есть о их свойствах. А сейчас ответьте пожалуйста на вопросы: Что такое предмет? Что такое признак предмета? Назовите основные признаки предметов. Назовите группы предметов, объединенных под одним общим признаком.»

- Ответы детей-

Учитель (Слайд 4) «Откройте пожалуйста свои рабочие тетрадки на странице 6 задание № 9, и посмотрите на рисунки. Опишите мне пожалуйста каждый предмет и сравните признаки».

- Ответы детей-

Учитель (слайд 5) «Ответьте на вопрос: Какие признаки предметов вы сравнивали?»

- Ответы детей –

Физпауза

Учитель (слайд 6) Вызвать одного ребенка к доске. С помощью цветных маркеров на интерактивной доске предложить ребенку выполнить задание № 10, прокомментировав свои действия. А учитель поправлять неточные высказывания.

(Ответ: все флажки раскрашиваются красным цветом, а затем изменяем только требуемые признаки. Например меняем только цвет флажка, размер флажка, цвет и форму флажка, нарисовать например зеленый арбуз, нарисовать треугольный флажок красного цвета, нарисовать звездочку красного цвета, нарисовать маленький голубой флажок, нарисовать большой зеленый флажок треугольной формы.)

(слайд 7) «А теперь ответьте на вопрос: Какие признаки предметов вы изменяли?»

Слайд 8) Совместно с детьми разобрать задание № 11. Выслушать ответы детей поправляя неточные высказывания.

(Ответ: Найти вначале как можно больше похожих признаков, а затем чем они отличаются)

Учитель (слайд 9) « А теперь самостоятельно в своих тетрадках выполните задание № 12»

(Ответ: а – тыква, б – например: кнопка, монетка или пуговица.)

(слайды с 10 по 14) Следующие задания № 13, 14, 15, 16, 17. один ребенок выполняет у доски, остальные в своих тетрадках. Ребенок, выполняющий задание у доски, должен комментировать, почему он выполняет то или иное действие. А учитель поправлять неточные высказывания. После выполнения всех заданий дети должны ответить на вопрос учителя (слайд 15) «Какие признаки предметов мы с вами использовали на сегодняшнем уроке?»

(Ответы: задание № 13 – мяч; № 14 – можно разделить пуговицы по цвету ( желтые и зеленые) можно разделить по форме (круглые и овальные); № 15 – мяч; № 16 – круг зеленого цвета; № 17 – чашка подходит по цвету, монета – по форме, пуговица по цвету и форме)

Учитель (слайд 16) «А теперь пометьте в своих тетрадках задание № 18 на странице 9. Это ваше домашнее задание.

А сейчас приступим к практической части. (слайд № 17) Пройдите пожалуйста за свои компьютеры и запустите с рабочего стола программу «Мир информатики», наведя на ярлык программы курсор мыши в виде белой стрелочки, щелкнув два раза левой кнопкой мыши. В открывшемся окне программы выберете картинку на которой написано – 1 год обучения, так же щелкнув по ней два раза левой кнопкой мыши.

(слайд 18). Следующее окно программы должно выглядеть так. Самостоятельно просмотрите темы: «Раскрашивание компьютерных рисунков» После выполнения данного задания, нужно вернутся обратно. Для этого наведите курсор мыши на нарисованную голубую стрелочку в левом углу окна программы и щелкните по ней левой кнопкой мыши. завершите работу в данной программе. Для этого наведите курсор мыши на нарисованную дверцу в правом углу окна программы. Подтвердите выход из программы нажав на слово «да».

(слайд 21) После завершения урока (как только прозвенит звонок) самостоятельно выключите компьютер в соответствии с правилами выключения компьютера.

 

Всего в учебнике 34 урока.