Тема урока "Буквы Е – И в корнях с чередованием"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • научить детей писать слова с чередующимися гласными Е-И в корнях бер-бир, блест-блист, дер-дир, жег-жиг, мер-мир, пер-пир, стел-стил, тер-тир, чет-чит;
  • развитие внимания, орфографической зоркости;
  • воспитание взаимопомощи.

Ход урока

1. Организация на урок. (слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок. Мы пойдём в гости. Один сказочный герой даёт именно такой совет.

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро…

Закончите, пожалуйста, это четверостишие. (Ответы детей.)

Какой сказочный герой придерживался такого мнения? (Ответы детей.)

II. Проблемная ситуация, наблюдение, исследование проблемы.

В это утро Винни Пух изменил привычке и не пошёл в гости. После инцидента у Кролика медвежонок сидел на диете. Но он не хотел, чтобы друзья думали, что он о них забыл. И написал Винни Пух тёплые письма всем, а сорока их разнесла.

У голубого озера,
Где синяя вода,
Жил ослик грустный-грустный.
Зовут его ИА.

Ослик ИА получил самое длинное и поэтичное послание. (слайд 2)

Ослик сначала посмеялся, а потом загрустил ещё больше: ведь его друг Вини Пух допустил много ошибок. Вот этот текст, но там, где Вини Пух ошибся – буква пропущена.

Здравствуй, ослик ИА!

Давно соб_раюсь к тебе. Зап_раю бл_стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст_лает тропинку. Но вот забл_стели первые лучи солнышка. Они заж_гают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Клочки тумана соб_рутся, прим_ряясь к прохладным низинкам, опираясь на травинки. Бл_стательная картина!

Винни Пух.

Ослик не любил покидать своё любимое место отдыха. Но на этот раз он даже не стал сомневаться. Он твёрдо уверен: именно сегодня без него ученики лесной школы не запомнят очень важное правило о правописании гласных Е-И в некоторых корнях.

Мечтает быть полезным
Ребятам иногда.
И вот пришёл он в школу,
Чтоб помнили всегда: (слайд 3)
Есть странные корни,
Есть важные корни.
Его(!)  как зовут – не забыть!
Его зовут несложно;
Ошибок невозможно
Теперь уж допустить.

Взял с собой он только карточки, где написаны корни с чередующимися гласными Е-И:

бер-бир,
блест-блист,
дер-дир,
жег-жиг,
мер-мир,
пер-пир,
стел-стил,
тер-тир,
чет-чит.

Ослик ИА очень торопился и успел-таки к началу урока русского языка в лесной школе. Все зверята несказанно обрадовались ослику, а когда узнали, зачем он пришёл – их восторгу не было конца и краю. Оказалось, что у ослика ИА не простое имя, а волшебное.

Длинное и скучное правило с вышеперечисленными корнями можно выразить в одном имени: ИА. Каким образом? Послушайте и постарайтесь помочь закончить фразу. (слайд 4)

Запомните дети
Вы правила эти,
А можно лишь имя одно:
ИА ведь волшебник,
ИА – не бездельник.
Принёс вам он правило.
Вот же оно!
Если есть суффикс А,
В корне И пиши всегда.

III. Закрепление изученного.

1 задание. Списать письмо Вини пуха, выделить корень, подчеркнуть вставленную гласную. (слайд 5) Объясните написание именно этой гласной.

Проверка написанного. (слайд 6)

2 задание. Вставьте пропущенные гласные в словах теста (можно на время). (слайды 7-19).

Приложение.