Повторение и обобщение изученного по теме «Сложное предложение»

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Закрепить все изученное по теме.
  • Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
  • Подготовиться к контрольному диктанту.

Предварительная подготовка.

  • Выбрала 4 человека (они будут задавать вопрос) - знатоки.
  • Остальные - команда.
  • Даю, какие темы повторить углубленно, на что обратить внимание.

Оформление.

  • Заголовок Что? Где? Когда?
  • Таблички "Команда знатоков"
  • Команда учеников.
  • На специальных табличках цифры от 0 до 6 - это счет игры.
  • В центре класса - стол с секторами (10)

Начало урока.

Объявляются тема, цели, команда знатоков, которые поочередно выходят и занимают место у игрового стола.

Учитель зачитывает правила игры:

  1. Игра ведется до шести очков.
  2. Тот ученик, чей вопрос вступил в игру, внимательно выслушивает ответ знатока, комментирует ответ и оценивает.
  3. Если ответ знатока оценен на "5", то команда знатоков получает балл, если ответ оценен ниже, очко зарабатывает команда класса.
  4. В каждом раунде разыгрывается приз, который достанется победившей команде.
  5. Капитаны команд и учитель, который ведет игру, во время игры могут воспользоваться музыкальными паузами.
  6. Игрой команды руководит капитан. Если участники отказываются от ответа, капитан отвечает сам.
  7. На обсуждение вопроса дается одна минута. За досрочный ответ - минута в запасе.
  8. По окончанию игры объявляется игрок, принесший команде больше количества очков.

Ход игры

Знатоки поочередно раскручивают волчок - стрелка покажет номер сектора, вступившего в игру.

Сектор первый

Вопрос. Чем отличается сложное предложение от простого (устно)?

Сектор второй

Вопрос. Каковы признаки сложносочиненного предложения?

Задание. Проставьте знаки препинания в ССП:

Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет.

Само время было проникнуто духом перемен и Маяковский почувствовал этот дух выразил его в своих стихах.

За заводами кончался город и начинались поля.

Сектор третий

Вопрос. Чем схожи и чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных и бессоюзных?

Задание. Укажите сложносочиненное предложение:

Бурно вздыхали тополя с гор тянулись запахом осенних выпасов.

В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка сделала над золотым потолком круг снизилась чуть не задела острым крылом лицо медной статуи и скрылась за капителью колонны.

Всю неделю не утихал ветер сгоняя снег в крутые сугробы.

Тихой вереницею плывут кроткие думы и ласково реют милые образы.

Под знойным июльским ветерком сонливо шевелится и лепечет ржаное поле.

Сектор четвертый

Вопрос. Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?

Задание. Укажите количество знаков препинания в сложноподчиненном предложении:

Весна наступила в этом году ранняя дружная и неожиданная и побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусинный пух а в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми Тосно крутящимися белыми облаками и воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали громко и возбужденно.

  • 12
  • 9
  • 10
  • 13
  • 14

Сектор пятый

Вопрос. Перечислить средства связи простых предложений в сложноподчиненном предложении.

Задание. Составьте из данных простых предложений сложносочиненное предложение, а затем сложноподчиненное.

  1. Белая птица спит в гнезде. Спит весь городок.
  2. В комнате не было света. Все за окнами сливалось в одну зеленую массу.
  3. Моросил дождь. Пастух поглядывал на небо.
  4. В лесу было уже темно. Мы решили оставить наши поиски.
  5. По ночам морозы крепчали. Трава обрастала инеем.

Сектор шестой

Вопрос. Рассказать о знаках препинания в сложноподчиненном предложении.

Задание.

Расставьте знаки препинания, начертите схемы.

  1. Люди исполняют только те законы которые разумны и выгодны большинству.
  2. Скрежет и лязг нестройным эхом откликнулись меж темных стен с которых свисали клочья отслоившейся краски.
  3. Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.
  4. Все то чего коснется человек приобретает нечто человеческое.

Сектор седьмой

Вопрос. Рассказать о видах придаточных.

Задание. Определите вид придаточного предложения:

В первый урок Каштанка училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось.

  • Изъяснительное
  • Определительное
  • Цели
  • Сравнительное
  • Присоединительное

Сектор восьмой

Вопрос. Назвать виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

Задание.

Не записывая предложений, начертить схемы, определить вид придаточного в сложноподчиненных предложениях.

  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  3. На месте, где они росли когда-то, посажены молодые сосенки.
  4. Мы спросили, когда нам прийти снова.
  5. Известно, что слоны в диковинку у нас.
  6. Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
  7. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
  8. В том месте, где зашло солнце, небо еще редело багряными полосами.
  9. Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.
  10. Какой измерить мерой путь, что ты прошла?

Сектор девятый

Вопрос. Назвать способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении.

Задание. Укажите способ подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении:

И вот она перед человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца.

  • Параллельное
  • Последовательное
  • Однородное
  • Неоднородное
  • Комбинированное

Сектор десятый

Вопрос. Каковы признаки бессоюзного сложного предложения.

Задание.

  1. Укажите бессоюзное сложное предложение.
  2. Сама любовь есть счастье и эту любовь нельзя отделять от "таланта".
  3. С торжественным победным маршем сливалась песня и капли капали свистела сабля и опять подрались и заржали лошади.
  4. Нет счастья вне родины каждый пускает корни в родную землю.
  5. Родина без каждого из нас обойтись может но никто из нас без нее не может обойтись.
  6. Солнце насквозь пронизывало седой каракуль туч опускало на далекие серебряные горы степь веер дымчатых преломленных лучей.

Сектор одиннадцатый

Вопрос. Расскажите о видах сложного предложения по значению.

Задание. Определите вид бессоюзного сложного предложения по значению:

Опоздай он на минуту - не встретились бы они.

  • Времени
  • Пояснения
  • Условия
  • Одновременности
  • Сопоставления

Сектор двенадцатый

Вопрос. Когда между предложениями в составе бессоюзного сложного предложения ставится запятая, двоеточие, тире?

Задание. Укажите знак препинания между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении:

Сейчас вода в озере была очень черная вся ряска к зиме опустилась на дно.

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Двоеточие
  • Тире
  • Запятая с тире