Внеклассное мероприятие по литературе "Любите книгу – источник знаний!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить учащихся с жанрами художественной литературы, вызвать интерес к чтению книг.

Ход мероприятия

 Учитель: На сегодняшнем классном часе речь пойдет о художественной литературе и некоторых ее жанрах. О необходимости чтения и его влияния на развитие человека. Как вы знаете, сокровищницей литературы любой школы является библиотека.

В здании нашей школы тоже есть библиотека. Она небольшая, но очень уютная. В ней вы можете взять почитать книги, посмотреть медиа издания. Книги очень разнообразны: это и учебная литература, и произведения классиков, и современных авторов. Также в библиотеке учащимся предоставляется возможность поработать с компьютером.

Как я уже сказала, сегодня речь пойдет о литературе и некоторых ее жанрах. А помогут нам старшеклассники.

1-й старшеклассник: Литература – это произведения письменности, имеющие общественное значение. Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию. В этом значении литература – явление искусства, эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе – речь – позволяет необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в том числе внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях. (проецируется на доске)

А как вы считаете, нужна ли литература сейчас? (учащимся предоставляется возможность высказать свое мнение по данному вопросу)

Прежде, чем прийти на сегодняшнее мероприятие и задать вам этот вопрос, мы обратились с таким же вопросом к учащимся и учителям нашей школы. Послушайте их мнение.

(На экране проецируется запись интервью, взятого у учащихся 1, 4, 8, 11 классов и 2-3 учителей)

2-й старшеклассник: Мы полностью разделяем ваше мнение и мнение опрошенных и предлагаем рассмотреть некоторые жанры литературы. На наш взгляд, именно такая литература сейчас наиболее востребована подростками. Наше мнение подтверждают и данные, полученные в ходе изучения читательского спроса в нашей библиотеке.

Итак, мы начинаем.

3-й старшеклассник: Наибольшей популярностью среди ребят пользуются произведения русских классиков А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

(На экране проецируются портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.)

Это наиболее известные писатели в истории России. Судьбы этих людей очень похожи и, к тому же, связаны между собой.

После смерти А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтов создает произведение под названием “Смерть поэта”. После его публикации имя М.Ю.Лермонтова стало известно всем.

Все ранние произведения М.Ю.Лермонтова – это подражание А.С.Пушкину. Если говорить о судьбе М.Ю.Лермонтова, то она более трагична нежели судьба А.С, Пушкина. Ранняя смерть матери, отца. Воспитывается у бабушки. Да и здоровье у мальчика было не отличным. Как такового дома у него не было. Все это отразилось не только на его душе, но и нашло отражение в произведениях поэта.

Ярким доказательством тому является произведение “Мцыри”.

А вы читали “Мцыри” М. Ю. Лермонтова? Каково ваше впечатление? Нужны ли нам, живущим в 21 веке, произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова?

4-й старшеклассник: Также среди молодежи очень большой популярностью пользуются фантастические произведения. Что же следует понимать под фантастикой?

Фантастика – это форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним картина Вселенной. В художественной литературе фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; однако фантазия не просто прихотливая “ игра воображения”: в идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи.

Ярким представителем современной фантастики является Джон Рональд Hetkm Толкиен с его сказочно-рыцарской трилогией “ Властелин колец”. “ Властелин колец” – это пессимистическая концепция о необратимом влиянии зла на историческое развитие.

Книги каких авторов-фантастов читали вы?(учащиеся высказываются0

Я советовала бы вам прочитать очень интересную книгу Экзюпери “ Машина времени” или произведения А.Беляева “Голова профессора Доуэля”, “Человек –амфибия”. В них вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы, побываете в подводном царстве человека-рыбы, вместе с ученым оживите голову.

( Обращаем внимание учащихся на выставку книг)

5-й старшеклассник: Конечно же, сегодня невозможно не говорить о детективах, которыми заполнены прилавки книжных магазинов. Энциклопедический словарь дает следующее толкование слову “детектив”.

Детектив – это литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных историй, преступлений.( проецируется на экране)

Остановим свое внимание на произведениях прекрасного писателя Артура Конан Дойла. Его произведения считают элитой детективного жанра. Его увлекательные сочинения завораживают дух каждого, кто возьмет его книгу в руки. Наиболее известный детектив Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и его друге Ватсоне, в котором рассказывается о том, как эти герои распутывают запутанные истории, которые не мог распутать никто другой.

А какие детективы читали вы? (учащиеся высказываются)

Чтение детективов полезно для человека. При чтении детективов у человека развивается логическое мышление и эрудиция.

Учитель: Как вы убедились, читательский спрос на литературу разнообразен. Но результат чтения один. Читать не только интересно, но и полезно. Чтение повышает наш интеллектуальный уровень, помогает найти ответы на вопросы, выразить наши чувства и эмоции.