Урок литературы по творчеству А.С. Пушкина

Разделы: Литература


":И сердце вновь горит и любит -
оттого, что не любить оно не может"
(А.С.Пушкин.)

Учитель:

"И жизнь, и слезы, и любовь:". Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Действительно, понимание и отношение к этому удивительному состоянию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни и к разным людям было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.

Ученик 1:

Стихи, которые он посвящал женщинам, в единый цикл объединяет высокое чувство любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной, чувство переполняющее душу, обостренным восприятием мира. Любовь для Пушкина - это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

Ученик 2:

Надежда Осиповна Ганнибал (Пушкина) - мать поэта. Своеобразной особенностью многих дворянских семей было то, что на протяжении нескольких поколений они неоднократно роднились вновь.

Надежда Осиповна в 1776 г. стала женой своего троюродного дяди Сергея Львовича Пушкина

Она получила хорошее домашнее образование, была начитана, прекрасно владела французским языком. Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой.

Воспитание детей, которому родители не придавали большого значения, было беспорядочным. Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь прекрасное знание французского языка, а в отцовской библиотеке пристрастился к чтению.

Ученик 3:

Дом - это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь.

Мария Алексеевна Ганнибал - бабушка поэта со стороны матери.

Ах! умолчу ль о матушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы:
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало, -
Все в душу страх невольный поселяло.
(А. С. Пушкин).

Мария Алексеевна, сидя за рукоделием в своей уединенной и уютной комнатке в доме на Немецкой улице, неторопливо вела рассказ о Ганнибалах. Она умела живо, на превосходном русском языке рассказать своему внуку о его прадеде. Пушкин с детства гордился своими предками. В комнате бабушки Саша Пушкин нередко забирался в большую корзину, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, которая стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине. Когда Саше исполнилось 5 лет, М.А. Ганнибал стала его учить читать и писать по-русски.

Ученик 4:

Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна, няня Пушкина.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня:
("Няне")

Русские народные песни и сказки, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи - словом, все богатство разговорного русского языка и русского фольклора раскрывалось перед мальчиком в речах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной детской любовью и на всю жизнь привязался к ней. Как к самому близкому человеку."Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно:",- писал поэт.

Вот опальный домик,
Где жил с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
(":Вновь я посетил:").

Ученик 5:

Ольга Сергеевна Пушкина

Первенцем в семье Пушкиных была дочь Ольга. Трудно складывалась судьба Ольги. Будучи взрослыми Ольга и Александр были большими друзьями. В 1814 году Пушкин написал послание "К сестре".

Увы, в монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре:

Ученик 6:

Златые крылья развивая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной.
А.С.Пушкин.

В жизнь юного лицеиста вошла любовь. На одном из балов в Лицее Пушкин был поражен красотой сестры своего товарища Екатерины Бакуниной. "Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи", - вспоминал один из одноклассников Пушкина. Начинающий поэт, воодушевленный страстью, воспевает Бакунину во многих стихотворениях, одно из которых "К живописцу" было положено на музыку лицеистом Яковлевым и еще долгие годы после окончания Лицея распевалось воспитанниками при встречах.

Ученик 1:

Судьба Екатерины Александровны Стройновской, совсем недавно еще Катеньки Буткевич, соседки Пушкиных по Коломне, была печальна. В 16 лет она вышла замуж за семидесятилетнего сенатора, миллионера Валериана Венедиктовича Стройновского. Через год после его смерти вышла замуж по любви за новгородского губернатора генерала

Елпидофора Антиоховича Зурова. Н.О.Лернер довольно решительно утверждал, что Стройновская - прототип Татьяны Лариной в ее позднюю " генеральскую" пору.

Туда, я помню, ездила всегда
Графиня: (звали как, не помню, право)
Она была богата, молода;
Входила в церковь с шумом, величаво;
Молилась гордо (где была горда!)
Бывало, грешен! все гляжу направо,
Все на нее:
("Домик в Коломне")

Ученик 2:

Будучи в ссылке на юге Пушкин писал брату: "Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Все его дочери - прелесть. Ночью 19 августа 1820 года Пушкин с Раевскими прибыл в Гурзуф. В дороге он написал элегию "Погасло дневное светило:" По свидетельству М.Н.Волконской, "как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался: В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел". Таково свидетельство умной женщины, которую часто пророчат в героини " утаенной любви" Пушкина.

И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман:
("Погасло дневное светило")

Ученик 3:

С Амалией Ризнич, двадцатилетней женой одесского коммерсанта, Пушкин познакомился в июле 1823 года и пережил к ней сильное, хотя, видимо, непродолжительное чувство. Пушкин не мог не влюбиться в прекрасную Амалию - она была вызывающе красива, умна и заметно отличалась даже на одесском фоне. Высока ростом, стройна, с пламенными очами, удивительной по форме и белизне шеей, необыкновенно длинной черной косой Амалия Ризнич покорила всю Одессу.

А ложа, где красой блистая,
Негоциантка молодая,
Самолюбива и томна,
Толпой рабов окружена?
Она и внемлет и не внемлет
И каватине, и мольбам,
И шутке с лестью пополам:
(Путешествие Онегина).

Но, увы, Амалия была больна чахоткой, ей оставалось недолго жить.

Под небом голубым страны своей родной
Она томилась, увядала :
Увяла наконец, и верно надо мной
Младая тень уже летала:
("Под небом голубым")

Ученик 4:

Летом 1823 года поэт был назначен в Канцелярию новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одаренной, культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой. Издавна считается, что такие пушкинские шедевры, как "Ангел", "Сожженное письмо", "Талисман", "Ненастный день потух", "Желание славы", "Все в жертву памяти твоей", вдохновлены чувством к Воронцовой. Она была младшей из трех дочерей польского помещика Ксаверия Браницкого и Александры Васильевны Энгельгардт - любимой племянницы всесильного Потемкина.

Елизавета Ксаверьевна, конечно, была прирожденная царица большого света.

"Ее было уже за тридцать лет, а она имела все право казаться еще самою молоденькою:"

Молода была она душою, молода и наружностью.

Ученик 5:

Всем известно стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновение" , посвященное Анне Петровне Керн.

Керн оставила яркие и вполне достоверные мемуары о Пушкине, и надо полагать, что Пушкин ценил свои отношения с Керн, их естественность, непринужденность, которых так ему не хватало в те годы не только в официальных кругах, но и в семье: вспомним, что одно время его отцу был поручен властями надзор за ним. Женщины с сильной душой, большими страстями всегда привлекали Пушкина.

Ученик 6:

Среди московских барышень Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой, воспитание и образование ее было обычным для той поры, домашним.

Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. "Уверилась ли ты, - писал Пушкин жене, - что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще долее твоего лица"

": Любовь Пушкина к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее", - вспоминает В.А. Нащокина.

Ученик 1:

Старшая дочь А. С. Пушкина Мария родилась 19 мая 1832 года. "Детей он очень любил, - вспоминает Наталья Николаевна, - особенно старшенькую". Да и в письмах поэта есть много упоминаний о своей любимице. Удивительная красота Марии Александровны восхищала окружающих. Памятным событием в ее жизни осталась встреча с Л. Н. Толстым. Ее внешний облик так поразил писателя, что ее черты он запечатлел в образе Анны Карениной.

Наталья Александровна родилась 23 мая 1836 года. Она чем-то напоминала отца, а прелестные черты матери придавали ей особое очарование.

Учитель:

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества.

Это чувство для поэта всегда было священным, как чистота, благородство, святость.

Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Даже безответная любовь была полна для поэта очарование и светлой печали. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках

"И сердце вновь горит и любит от того,
Что не любить оно не может".

Домашнее задание:

Выбрать и подготовить одну тему для сообщения.

  1. Романтический образ талисмана - символ любви и верности и одновременно метафора: человек - тоже талисман ("Храни меня, мой талисман:").
  2. Лирическая автобиография в стихотворении "Я помню чудное мгновенье".
  3. Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении "Не пой, красавица, при мне:".
  4. Поэтическая философия гармонии в стихотворении "На холмах Грузии:".
  5. Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении "Для берегов отчизны далекой".

Приложение.