Идеальное управление, когда
управления нет, а его функции
выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам.
А. Гин.
Тема: Углы. Измерение углов. Треугольник
Цели:
- выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний по теме т.е.:
- знание понятий: угол, треугольник, градусная мера угла, периметр треугольника;
- знание классификации видов треугольников и углов;
- умение строить треугольник по трем сторонам, находить периметр треугольника, пользоваться транспортиром для нахождения градусной меры угла, решать базовые задачи “ на части” и на нахождение двух чисел по их сумме и разности, выражать градусы в минутах и секундах.
- способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
- побуждать учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в осознании своих высказываний,
- способствовать развитию логики, сообразительности, т.е. математического мышления.
- воспитание трудолюбия и умения преодолевать трудности,
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Жюри: старшеклассники или студенты, проходящие педагогическую практику.
Гости: коллеги, родители учащихся.
Оборудование:
магнитная доска, набор фигур, вырезанных из цветной бумаги для задания №2 разминки, рисунок “Клоун” для задания №5, треугольник, вырезанный из цветной бумаги. Для демонстрации доказательства факта: сумма углов треугольника равна 180?, карточки с кроссвордом и вопросами к нему, оценочные листы для жюри, выставка детских работ (домашние задания из учебника №425, №426, №481).
Оформление доски:
тема, план работы, критерий оценок, материал к разминке, условия заданий №3, №4, №5 (дополнительное) его решение оформить на оборотной стороне доски.
План.
- Разминка (позволяет заработать дополнительные баллы, за верный ответ -1 балл). Время работы –10 минут.
- Кроссворд (за каждый термин – 1 балл, всего – 5 баллов). Время работы – 5 минут.
- Эврика! (построен треугольник – 1 балл, найден периметр треугольника-1 балл, измерены углы треугольника-3 балла, найдена сумма углов-1 балл, всего-6 баллов) Время работы-10 минут.
- Попробуй свои силы (за каждое действие задачи-1 балл, всего-6 баллов) Время работы-10 минут.
- А ну-ка реши! (позволяет заработать дополнительные баллы, за верный ответ -1 балл). Дети, которые выполняют задания быстро, могут в любую свободную минуту решать эту задачу. Об этом их необходимо предупредить в начале урока.
- Подведение итогов.
Критерий оценок:
“5”– 16-17 баллов,
“4”-14-15 баллов,
“3”-10-13 баллов,
9 баллов и ниже-“2”.
Оценочный лист:
Ряд |
Ф.И. ученика |
Разминка (1 б) |
Кроссворд (5 б) |
Эврика ( 6 б) |
Попробуй свои силы(6 б) |
А ну-ка реши (2 б) |
Всего баллов |
Оценка |
1 Вариант |
||||||||
2 Вариант |
Ход урока
Организационный момент (2-3 мин):
Учитель сообщает тему смотра знаний, представляет гостей и членов жюри, говорит о плане работы и критерии оценок, ставит перед учащимися цель:
- обобщить знания по теме “Углы. Измерение углов. Треугольник”,
- открыть свойство углов треугольника,
- воспитать умение преодолевать трудности.
1. Разминка (устная фронтальная работа)
1) Подбери ключевое слово (термин):
окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник
(геометрическая фигура).
2) Какая фигура на рисунке №1 лишняя? Почему?
Рис. 1
3) Какую общую фигуру образуют пары треугольников на рисунке №2.
Рис. 2
4) На рисунке №3 изображены фигуры. Каких фигур больше треугольников или квадратов?
Рис. 3
5) Наш знакомый клоун нарисовал рисунок (№4). Помогите ему сосчитать треугольники.
Рис. 4
(Дать ученику возможность доказать правильность ответа у доски, демонстрируя треугольники).
2. Кроссворд (самостоятельная работа по вариантам)
Вариант №1
- Угол, градусная мера которого равна 90°.
- Треугольник, стороны которого равны.
- Угол, градусная мера которого меньше 90°.
- Треугольник, имеющий угол равный 90°.
- Треугольник, имеющий тупой угол.
Вариант №2
- Угол, градусная мера которого равна 180°.
- Треугольник, стороны которого имеют разные длины.
- Угол, градусная мера которого больше 90°.
- Треугольник, две стороны которого равны.
- Треугольник, имеющий острые углы.
(Дети по вариантам передают кроссворды на последнюю парту членам жюри).
3. Эврика! (самостоятельная работа по вариантам выполняется на заранее подписанных листах)
- Постройте с помощью циркуля и линейки треугольник ABC по трем сторонам. Вариант №1 6см, 4см, 4см.
- Найдите периметр вашего треугольника.
- Вычислите градусную меру каждого угла треугольника.
- Найдите сумму углов треугольника.
Вариант №2 6см, 6см, 6см.
Вариант №1 P=14см
Вариант №2 P=18см
Вариант №1 40°,100°,40°.
Вариант №2 60°,60°,60°.
ПРИМ. Дети находят периметр и измеряют углы треугольника. В это время учитель проверяет правильность построения треугольника и ставит заработанный балл.
(Дети по вариантам сдают листы на проверку членам жюри)
Ребята, я хочу знать: чему же равна сумма углов вашего треугольника?
(Опросить всех детей) Древний ученый Архимед, когда открыл истину, воскликнул: эврика! Что значит: нашел, понял, открыл. Так и мы с вами открыли закон.
Сумма углов треугольника равна (хором) 180°. Эврика! (хором).
(Учитель доказывает этот факт на модели треугольника (Рис.5)).
Рис. 5
4. Попробуй свои силы (самостоятельная работа по вариантам выполняется на заранее подписанных листах)
Последнее задание я зашифровала. Кто догадается – награда 1 балл.
Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое вы все решите
Не у доски, а за столом (задача).
Найдите углы AOC и COB. (Рис.6)
Рис. 6
Решение:
а) вариант 1
1) 180-50=130(°) - приходится на два равных
угла, вариант 2 150 (°)
2) 130:2=65 (°) - угол COB 75 (°)
3) 50+65=115 (°) - угол AOC 105 (°)
б)
1) 8+1=9 (частей) – всего или 180°. 6 (частей)
2) 180:9=20 (°) – приходится на одну часть или угол COB. 30
(°)
3) 20*8=160 (°) - угол AOC. 150 (°)
(Дети по вариантам сдают листы на проверку членам жюри)
Дополнительное задание к этому моменту сдано на проверку членам жури. Учитель проверяет решение 5 задания. Оно оформлено на оборотной стороне доски.
5. А ну-ка реши! (дополнительное задание)
Выполните действия:
- 89?59 ’59”+1”= (90°)
- 1°-1”= (59 ’59”)
6. Подведение итогов: (8мин)
- отметить лучшие работы учащихся (домашние
задания из учебника №425, №426, №481),
– в какой мере достигнуты цели урока,
– предоставив слово членам жюри, оценить работу
каждого ученика.
Литература
- Гин А.. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 1999 г.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1980 г.
Учебные пособия
- Арифметика 5 класс. Учебное пособие под ред. С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина. М.: Просвещение, 2005 г.
- Дидактические материалы “Арифметика 5”. Под ред. М.К.Потапова, А.В. Шевкина. М.: Просвещение, 2005 г.
- Математика 5. Тесты. Рабочая тетрадь. Под ред.: Л. Коротковой, Н. Савинцевой. М.: Айрис Пресс Рольф,1998 г.
- Математика 5-6. Учебник-собеседник. М.: Просвещение, 1989 г.