Конспект урока по технологии "Народные промыслы России. Вышивка как вид народного творчества"

Разделы: Технология


Цель:

  • Проверка знаний учащихся по народному творчеству. Систематизировать и дополнить знания уч-ся по народным промыслам России. Расширить знания о вышивке. Закрепить знания по северной вышивке при выполнении практической работы.
  • Воспитательная: Воспитание эстетического вкуса, терпения, аккуратности, уважения к труду. Развитие воображения, творческого подхода к работе, творческого интереса к прикладным видам деятельности.
  • Развивающая: Развитие воображения, творческого подхода к работе, творческого интереса к прикладным видам деятельности.

Задача урока: Познакомить учащихся с видами народного творчества. Закрепить знания обработки края салфетки строчкой “Кисточка”.

Тип урока: Комбинированный.

Метод ведения урока: Наглядный, метод упражнений.

Материально-техническое оснащение: Образцы различных видов вышивки, журналы с вышивками, выставка творческих проектов, выставка изделий народного прикладного творчества, льняной лоскут, ножницы, булавки, игла, нитки мулине, образец мережек в тетрадях учащихся и на доске, инструкционные карточки для выполнения мережек, учебник.

Оформление доски: Тема урока, карта народных промыслов России, образцы вышивок.

План урока

1. Организационный момент

  • внешний вид учащихся
  • отметить отсутствующих
  • проверка готовности к уроку
  • объявление темы и цели урока

2. Вводный инструктаж

  • Сообщение познавательных сведений по ремеслам
  • Опрос учащихся
  • Повторение материала по вышивке, ТБ
  • Демонстрация шва учителем (показ трудовых приемов)

3. Текущий инструктаж: упражнение

  • Контроль за соблюдением ТБ
  • Контроль качества, произведение дополнительного инструктажа, проверка правильности выполнения приемов вышивки.

4. Заключительный инструктаж

  • Анализ работы учащихся
  • Выставление оценок
  • Запись домашнего задания
  • Повторение основных элементов новой темы

Ход урока

1. Проверка готовности учащихся к уроку:

  • Наличие на рабочих местах тетрадей, ниток, лоскута льняной ткани, ножниц, иглы в игольнице.
  • Отметить в классном журнале отсутствующих учеников.

Объявление темы и цели урока:

– Сегодня у нас урок-введение по теме «Вышивка». Цель нашего первого урока – систематизировать те знания по народному творчеству, которые вы получили в 5-м, 6-м классах и дополнить знания о новых видах прикладного искусства. На втором уроке мы с вами узнаем дополнительные сведения о вышивке, как народном искусстве и закрепим знания выполнения строчки «Кисточка» на образце изделия.

2. Вводный инструктаж:

– Как вы думаете: что такое промысел? Вы знакомились с этим термином на уроке истории.

– Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, украшений ручным способом.

– А почему промыслы называют народными?

– Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению, при этом не терялись традиции.

– Верно, народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений. Для того чтобы нам познакомиться подробно с народными промыслами нашей страны, я предлагаю сегодня на уроке посетить выставку умельцев России. Здесь пока немного экспонатов (учитель показывает экспонаты на столе, называет места, откуда "родом" эти произведения искусства). А сейчас я попрошу вас стать гидами на выставке и рассказать об одном из экспонатов (проверка домашнего задания).

Учащиеся рассказывают об одном из видов народного творчества на примере экспоната, принесенного из дома, показывают на карте расположение селения и демонстрируют изделие. После рассказа устанавливают образец на выставку и прикладывают табличку с названием ремесла. В результате сообщений учащихся на столе образуется выставка народных промыслов.

– Посмотрите, какая прекрасная выставка получилась у нас на уроке. Прошло множество десятилетий, а мы не перестаём удивляться мастерству народных умельцев. Нас восхищают прекрасные произведения народного творчества. Многие хранятся в музеях нашей страны и даже за рубежом. В этих работах проявляется самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость сюжетов, узоров, красок. Сегодня мы услышали о многих видах прикладного творчества, а о чём ещё не упомянули?

– О вышивке.

– Искусство вышивания имеет многовековую историю, из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приёмов, цветовыми сочетаниями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент и условные форм растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры и т. д.

(Учитель показывает карточки (см. рис.) с символами и рассказывает, что они обозначали в древней русской вышивке).

– С вышивкой, как видом народного творчества, мы начали знакомиться в 5-м и 6-м классах в разделе «Рукоделие», говорили об инструментах, материалах, приспособлениях, как подготовить ткань к вышиванию, изучали простейшие ручные швы, знакомились с видами вышивки. Давайте немного вспомним.

Задание 1

Ученице предлагаются 10–12 образцов различных видов вышивки.

Необходимо разложить их, сортируя на ручную и машинную вышивки.

Объяснить, по каким признакам произведен отбор.

Задание 2

На доске предложены 6 различных видов вышивки. Необходимо определить

вид вышивки и булавкой приколоть этикетку с названием этого вида.

Пока девочки готовятся, давайте вспомним, повторим пройденный материал. Какие инструменты и приспособления применяются для вышивания?

– Ножницы, иглы, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента, карандаш, калька, копировальная бумага.

– Какую иглу лучше использовать для вышивания?

– Иглы берутся специальные, со скругленным острием, № 2–5 для работы на льняных тканях. Ушко должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

– Какие нитки лучше использовать для вышивания?

– Лучше всего мулине, т. к. они имеют стойкую окраску, блеск и прочность.-

– Как готовится нитка для вышивки?

– Оба конца длинной нити продеваются в ушко иглы, оставляя свободной петлю. Узелки на нитках не делаются, закрепление делают петлей.

Учитель и учащиеся проверяют задания у доски.

– Какие правила ТБ при работе с иглами, ножницами мы должны соблюдать? (Учащиеся рассказывают правила ТБ)

– В 5-м классе мы познакомились с русскими швами. Строчки какой вышивки мы изготавливали в 6-м классе?

– Образец строчек северной вышивки.

– Какая строчка лежит в основе большинства мережек?

– “Кисточка”.

На столах находятся карточки – инструкционные карты по выполнению строчки “Кисточка”. Они вам знакомы. Прочитайте, вспомните, как выполняется эта строчка. Сегодня на уроке мы начинаем изготавливать салфетку в технике северной вышивки (учитель показывает образец). Наша задача сегодня начать обрабатывать края будущего изделия строчкой “Кисточка”. Обратите внимание на самоконтроль: Стежок по краю строчки должен располагаться с небольшим наклоном к краю мережки, а пучок нитей перехвачен горизонтальным стежком. Шов выполняется слева направо. Лоскут у вас подготовлен к работе, приступайте к обработке края салфетки.

Учитель подходит к каждой ученице по очереди и, в случае затруднения выполнения строчки, показывает на своем образце приемы выполнения.

3. Текущий инструктаж.

Контроль учителем за соблюдением правил ТБ. Контроль качества выполняемого задания. В случае затруднения или выполнения шва с ошибками учитель проводит дополнительный инструктаж.

4. Заключительный инструктаж

Учитель проверяет выполненные строчки по краю салфетки, дает рекомендации, выставляет оценки, обосновывая их. Домашнее задание – закончить строчку “Кисточка” по краям салфетки. Повторение новой темы: Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что понравилось? Урок закончен, спасибо, до свидания.

Приложение