Проект по ознакомлению с природой дошкольников старшего и среднего возраста "Чудесный и полезный шиповник"

Разделы: Работа с дошкольниками


Содержание:

  • знакомство с кустарником – шиповником;
  • наблюдение за ростом и развитием цветов и плодов шиповника;
  • наблюдение  закономерностей в природе;
  • наблюдение за влиянием погодных изменений на динамику цветка в течение суток;
  • прогулки по маршрутам – экологическим тропам;
  • наблюдение за насекомыми – опылителями;
  • рассказ об использовании растения человеком: в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве, иное использование.

Участники: воспитанники средней – подготовительной групп детского сада, педагоги, родители.

Цель: воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, познакомив  их с декоративным кустарником – шиповником.

Задачи:

1.

Воспитательные

1.1. Воспитывать интерес и любовь к природе;
1.2. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, наблюдательность;
1.3. Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой.

2.

Образовательные

2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с разными видами роз и шиповников.
Показать влияние неживой природы на живую природу.
2.2. Расширить кругозор о закономерностях в природе (характер погоды и длительность светового дня – жизнь растений).
2.3. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о погоде, времени года, растениях.
2.4. Научить моделировать внешний вид растения, цветка.

3.

Развивающие

3.1. Развивать сенсорные навыки.
3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
3.3. Тренировать мелкую моторику.
3.4. Развивать мышление, память и воображение, усидчивость.
3.5. Развивать чувство любования любым проявлением жизни.

4.

Практические

4.1.  Оформить альбом  (фото, рис.) наблюдений.
4.2. Обучить элементарным агротехническим навыкам, учить ухаживать за растениями уголка природы.

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о погоде, времени года, растениях.

2. Исследовательский:

- наблюдение хода солнца в течение дня;
- наблюдения за изменениями цветущего растения в течение дня;
- изучение роста растений;
- изучение влияния ухода, полива на рост растений.

3. Этап создания продукта по проекту:

- оформление альбома наблюдений (рисунки, фотографии).

4. Заключительный:

- обобщение результатов работы;
- чаепитие с родителями  «Розовый вечер».

5. Длительность проекта: май – август.

6. Защита проекта:

- проводится в ….. 200… г.;
- в виде беседы с детьми и демонстрации презентации «Чудесный и полезный шиповник».

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;
- работа проводится в течение дня;
- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

- конкурсной комиссией (зам. зав. ДОУ по ВМР, творческой группой).

Практический выход:

- подборка методических материалов  по теме проекта.
- презентация «Чудесный и полезный шиповник».

Тематический план проекта «Чудесный и полезный шиповник»

Тема занятия

Краткое содержание

1

Погода и неживая природа.

Наблюдения за солнцем, ветром, дождём.  Ведение календаря погоды (календаря природы).

2

Наблюдение за кустарником в природе.

 Целевая прогулка к месту произрастания шиповника. Экскурсия в ботанический сад с родителями. Прогулка по экологическим маршрутам  «Цветы», «Кустарники». Наблюдение за разными видами роз, шиповников.

3

«Наблюдай и отгадай».

Изучение особенностей внешнего вида. Отметить: форма цветка, белые узкие лепестки,  стебель – прямостоячий, форма и размер листьев (резной, большой, маленький). Загадывание загадок.

4

«Все любят солнышко».

Наблюдение за цветком шиповника в течение дня. Показать связь (солнечная, ясная погода – цветок раскрыт; пасмурно, дождливо – цветок закрывается).

5

Музыкально-поэтическая страничка.

Разучивание стихов, песен о розе. Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций картин (натюрмортов, пейзажей).

6

«Розовые розы…».

Моделирование из геометрических фигур внешнего вида растения. Закрепление: градация размера; местоположение (находится …); знание геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Словарь: душистый, ароматный, пахучий. Закрепление знания строения  растения - корень, стебель, лист, цветок, плод.

7

С кем дружит цветок?

Наблюдение за насекомыми. Показать пыльцу (если нет детей – аллергиков!). Выяснить, чем пахнет цветок. Рассказать, что  насекомые на цветке собирают пыльцу и нектар. Дать попробовать цветочный мёд (если нет детей – аллергиков!).

8

Художественный образ природы.

 Рассматривание иллюстраций, фотографий. Составление описательных рассказов. Д/игра «На что похоже?».

9

Легенда о  розе.

Чтение легенды из книги Анны Саксе «Пиковый король».  Обсуждение прочитанного. Сочинение собственной сказки вместе с педагогом.

10

Сбор лепестков.

Сбор лепестков для фитоаппликаций, засушивание цветков для работ по фитодизайну. Изготовление ароматических подушечек. Фотографирование растений.

11

Медицинское использование растения.

Рассказать детям, как используется растение в медицине. 
Краткие сведения о сборе плодов.
Сироп шиповника – кладезь витаминов, укрепляющий организм.

12

Использование растения в кулинарии и парфюмерии.

Изготовление (если нет детей – аллергиков!) «душистого мешочка (подушечки)». Рассказ о добыче масла из лепестков  и его использовании для отдушки мыла, туалетной воды, изготовлении духов. Рассказать, что плоды шиповника употребляют в виде: свежем, чая (отвара) из сушёных плодов, сиропа, сока; о варенье из лепестков роз, плодов шиповника. В Словакии шиповник используется при приготовлении безалкогольных напитков Cockta.

13

Использование растения в зелёном хозяйстве.

Колючая изгородь, штамб (или подвой) для роз.
Противоэрозийные посадки.

14

Выставка «Роза»

Рисование, объёмная аппликация, плоскостная лепка. Рисование на асфальте.

15

Правила поведения в природе.

Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающим знаком «Не рвать  цветы!».

16

Круглый стол – подведение итогов. Сладкий вечер.

Создание радостного настроения. Подведение итогов.
Чаепитие (фиточай) с вареньем из лепестков и плодов шиповника.

Загадки о шиповнике

Стоит зелёный кустик-
Тронешь – укусит.

У розовой шляпки
Лапки – царапки.

Зелены кусточки,
Алые цветочки;
Когти – коготочки,
Стерегут цветочки.

И ограда в саду,
И закуска дрозду,
И от хвори настой –
Душистый, густой.

Лик пахучий,
А хвост колючий.

Сидит на палочке в красной рубашечке,
Брюшко камешками набито.

На кусте цветочки – как девичьи щёчки,
А сами сучьи – как пасть щучья.

Есть и украшение,
Есть и устрашение;
Гляди, да любуйся,
А руками не суйся!

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.

Стоит колючка на вилах,
Одета в багрец,
Кто подойдёт – того кольнёт.