Проект: "Любят ли животные музыку?" (2-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 2


Цель: провести исследовательскую работу на тему как музыка влияет на животных

Задачи:

  • воспитательная – воспитывать любовь к животным
  • Образовательная – провести исследование как музыка влияет на животных
  • Развивающая – развивать нестандартное творческое мышление уч-ся, умение работать с первоисточниками, иметь свою точку зрения

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер и колонки для прослушивания музыкальных файлов
  2. Фортепиано для аккомпанирования хорового пения учащихся

Слайды 1, 2. См. Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

Ведущий 1. В открытом океане шел пароход. На палубе расположились свободные от вахты моряки и слушали звучащую по радио музыку. Вдруг один из них, глянув за борт, воскликнул:

– Смотрите, дельфины!

И действительно, рядом с пароходом плыла стая дельфинов. Но не просто плыла, а каждый из дельфинов резво выпрыгивал из воды, издавая при этом различные звуки, напоминавшие то скрип несмазанной двери, то свист, то будто скрежет напильника.

Ведущий 2. Уж не пытаются ли они петь и танцевать под музыку? – пошутил кто-то из моряков. Все рассмеялись.

Ведущий 1: Что ж, можно проверить, – ответил моряк, первым заметивший дельфинов. Он быстро подошел к репродуктору и выключил его. Дельфины, как по команде, мгновенно перестали прыгать, но продолжали плыть вдоль парохода, словно вопрошая, почему перестала звучать музыка.

– А теперь включим опять, – сказал моряк. Музыка зазвучала вновь, и все, перегнувшись через перила, стали наблюдать за дельфинами. А те, едва, заслышав звуки музыки, снова начали свой веселый концерт. Сомнений не было – их прыжки и “пение” не были случайностью, дельфины не могли оставаться равнодушными, слушая музыку…

Слайд 3.

Ведущий 2: Этот эпизод, рассказанный одним из очевидцев, – далеко не единственный случай, подтверждающий любовь этих умных животных к музыке. Еще люди древности не раз отмечали, что дельфины очень чутки к музыкальным звукам. Вот, например, что гласит одно древнегреческое предание.

Слайд 4.

Произошло это более двух с половиной тысяч лет назад. Знаменитый певец Арион возвращался на корабле на родину после триумфальных выступлений в Италии. Узнав, что Арион везет с собой много денег, матросы-разбойники задумали убить его. Перед смертью Арион попросил разрешить ему спеть в последний раз. Начав петь, Арион вдруг решил: лучше прыгнуть за борт и утонуть, чем погибнуть от руки разбойника. Так он и сделал: едва допев свою песню, вместе с лирой, на которой аккомпанировал себе во время пения, он бросился в пучину морскую, будто знал, что ждет его там спаситель. А спаситель действительно оказался рядом с певцом – это был дельфин, который появился около корабля, как только Арион начал петь, и плавал возле корабля, будто зачарованный. Он то и спас певца, благополучно доставив его на берег.

Слайд 5.

Правда это или легенда, на сочинение, которых эллины были большие мастера, – сказать трудно. Известно доподлинно лишь одно: в родном городе Ариона – Ментиме – чеканили монету, изображавшую Ариона, сидящего верхом на дельфине с лирой в руках.

Слайд 6.

Ведущий 3. Однако разве одни дельфины известны своей “музыкальностью”? Давайте вспомним Каштанку – героиню одноименного чеховского рассказа, которую клоун научил “петь”.

Слайд 7.

Историю эту А.П. Чехов не выдумал – у знаменитого русского дрессировщика Владимира Леониловича Дурова действительно была собака по имени Каштанка, участвовавшая в “музыкальных” номерах на арене цирка. Но особой музыкальной “одаренностью” отличалась другая собака Дурова – Бишка.

Слайд 8.

“Однажды”, – рассказывает Дуров, – я играл на пианино. На кресле, свернувшись калачиком, спала Бишка. Вдруг меня кто-то толкнул. Не переставая играть, я отодвинул ногу. Через минуту – снова толчок. Смотрю – Бишка.

– Тебе чего, Бишка?

Слайд 9.

Бишка молчит. Я продолжаю играть. Бишка снова трогает меня лапой. “Неужели у собаки музыкальный слух?- подумал я. – Надо проверить”.

Я начинаю играть грустный-прегрустный мотив. И что же? Собака вздыхает, и смотрит на меня печально, в глазах – слезы.

Перехожу на веселый, бодры марш. Уши Бишки поднимаются, глаза блестят. Я убедился: у Бишки неплохой музыкальный слух…”

Ведущий 4: И Дуров, конечно, использовал “музыкальные способности” Бишки для выступлений на арене цирка. Сколько аплодисментов адресовалось Бишке от ребят, когда, услышав мелодию “Камаринской”, которую Дуров играл на дудочке, она начинала танцевать! Причем только “Камаринской” – все остальные мелодии не трогали Бишку, она не двигалась с места.

Ведущий 5: Да, звери отнюдь не равнодушны к музыке.

Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15

И те, чья “музыкальность” не вызывает никакого сомнения и удивления (например, певчие птицы), (Слайды 16, 17) и даже те, чей ужасный вид, казалось бы, никак не вяжется с нашим представлением о прекрасном, в том числе с музыкой. Пример? А тем не менее на Древнем Востоке с незапамятных времен были известны дрессировщики змей (их называли еще “заклинатели змей”), заставлявшие змей исполнять сложный танец.

Слайд 18.

Ведущий 6. Вывод: Животные и музыка – тема не только интересная, но и сложная. Ведь для животных (скажем, для тех же певчих птиц) их музыка – это язык, с помощью которого они общаются друг с другом, но не с человеком. И сегодня, когда ученые заняты неразрешенной пока проблемой – поисками языка, который поможет человеку объясняться с животными (например, с дельфинами, неоднократно проявлявшими желание общаться с людьми), музыка может (кто знает?) сыграть важную роль.

Слайд 19.

В заключение урока – Исполнение песни “Котенок и щенок” Т. Попатенко.