Внеклассное занятие по изобразительному искусству в 5-м классе по теме "Первые проталины"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Научить изображать весенний пейзаж, используя не традиционные техники живописи.

Задачи:

  • Обучающие: Познакомить с частичкой творчества художников, поэтов и композиторов, отображавших весну в своих произведениях. Учить использовать нетрадиционные техники живописи при изображении пейзажа.
  • Развивающие: Развивать чувство цвета и цветовой гармонии, художественный вкус.
  • Воспитывающие: Воспитывать любовь к искусству, творчеству, природе.

Оборудование:

  • Для учителя: Репродукции картин: Левитана “Март”, Саврасова “Грачи прилетели”, Крымова “К весне”; музыкальный центр, диск с записью Антонио Вивальди “Времена года”, сборник стихов Л. Ю. Спасова, акварельная бумага, кисти, пульверизатор, пищевая плёнка, баночка для воды.
  • Для детей: Альбомы, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти баночка для воды, пищевая плёнка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: Проверьте, все ли у вас готово для работы? Занятие хочу начать с чтения стихотворения И. Токмаковой. Прослушав его, вы поймёте, о чём сегодня мы с вами будем говорить.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины, на полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.

– Я думаю все поняли, что речь сегодня пойдёт о весне, о её первых признаках, и о том какая весна бывает разная. Ваша задача на сегодня всё внимательно слушать, и во время моего объяснения думать, как бы вы изобразили весну.

2. Основная часть

Анализ произведений.

– В своих произведениях изображали весну поэты, художники и музыканты. Сегодня мы с вами и увидим, как представляли весну люди этих творческих профессий. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Л. Ю. Спасова “Знаменья весны”.

Уже весна, то тут, то там
Её заметны проявленья.
И не сидится воробьям,
А вот проталинок знаменья.
Шурша, подтаяв, опадая.
Снег исчезает, обнажает
Проростки трав, цветов. Спасая,
Зима их снова засыпает.

– Какие первые признаки весны описывает автор?

– Хочет ли зима уступать место весне? (Нет.)

– Давайте посмотрим на репродукции картин: Левитана “Март”, Саврасова “Грачи прилетели”, Крымова “К весне”.

– Какого цвета весна у Левитана? Каких цветов в картине присутствует больше? Почему?

– Одинаковы ли по цветовой гамме между собой все три репродукции картин? Почему?

– Как бы вы изобразили весну?

– Посмотрите, как я изобразила раннюю весну.

Предлагаю вам сделать карандашный набросок весеннего пейзажа. Пока вы будете рисовать, поставлю вам послушать произведение Антонио Вивальди “Времена года”, отрывок о весне.

– Прослушав, скажите, какими звуками изобразил композитор весну?

– Какое настроение вызывает у вас эта мелодия?

– Что общего во всех рассмотренных вами произведениях о весне людей этих замечательных творческих профессий?

– Чем они отличаются?

– Удалось ли авторам передать состояние ранней весны в своих произведениях?

Изображение пейзажа.

– Дорогие дети, предлагаю вам, выполнить работу используя, пульверизатор, для достижения наибольшего эффекта сходства с реальностью.

– Сбрызгиваем водой из пульверизатора небо, и тут же не давая капелькам воды высохнуть, выполняем его в цвете. Получается очень красивый эффект пушистого неба. Затем выполняем поэтапно остальные части работы.

– У вас получились очень красивые работы. Сейчас я вас научу, как можно с помощью пищевой плёнки подготовить чудесный фон для будущей работы. Как вы знаете, весна бывает разная: со снегом и дождем, тучами, голубым небом и солнцем, грязью под ногами и нежной молодой травой под ногами, цветами. Подумайте, какую весну вы хотели бы изобразить в своей будущей работе. Нанесём густыми мазками краску цветовыми пятнами на весь лист и накроем его пищевой плёнкой созбаривая её по сырому листу. Оставим в таком состоянии просохнуть её. Сняв плёнку с сухой бумаги, мы увидим, что получился причудливой фон для будущего пейзажа.

3. Итог занятия

– Молодцы, ребята, очень хорошо работали.

Анализ детских работ.

– Посмотрите на работы своих друзей. Чья работа вам понравилась больше всего? Почему?

– У кого получилось изобразить лучше небо? Почему?

– Кто лучше изобразил снег и горы? Почему?

– Какие трудности у вас возникали при изображении весеннего пейзажа? Почему?

– Какие бы вы дали рекомендации своему товарищу при изображении пейзажа?

Повторение изученного на уроке.

– С какими произведениями, и каких авторов вы сегодня познакомились?

– Что больше всего вам понравилось на занятии?

– Что нового вы узнали?

– Спасибо всем, хорошо поработали.