Программа элективного курса "Деловое письмо"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Происходящие в настоящее время изменения на старшей ступени среднего общего образования ставят учащихся перед непростым и ответственным решением: школьники должны выбрать наиболее подходящий и соответствующий их склонностям профиль. Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития детей, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности правовой культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся и их допрофессиональной подготовки. Переход экономики нашей страны на рыночные отношения и развитие различных форм предпринимательства расширяет возможные контакты с зарубежными партнёрами и сферы сотрудничества. Знание основ деловой переписки для осуществления профессионального обмена информацией становится востребуемым на современном этапе. Предлагаемый курс относится к числу межпредметных курсов в профильной подготовке и ставит своей практической целью сформировать представление о базовых категориях деловой переписки и обеспечить межпредметное восприятие учебного материала, когда английский язык выступает средством получения знаний, а содержание материала развивает навыки учащихся в устной и письменной коммуникации на английском языке. Данный курс направлен на развитие навыков делового общения на английском языке и предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы. Курс соответствует основным положениям концепции старшей профильной школы и может быть востребован теми, кто хочет избрать профессию, требующую знания основ делопроизводства и деловой переписки, а также теми, кто выберет карьеру в языковой сфере.

Цель курса: познакомить учащихся с основами ведения деловой переписки на английском языке в соответствии с международными стандартами, развить навыки делового общения на английском языке, необходимые для успешных взаимоотношений с деловыми партнёрами в будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • научить оформлять деловые бумаги, составлять резюме, электронные сообщения, вести переписку в соответствии с требованиями международного делового этикета;
  • развить навыки письменной речи и стилистическое чутьё, обогатить словарный запас;
  • приобрести знания, необходимые в поиске работы на современном рынке труда и способствующие быстрому росту карьеры, в том числе и в зарубежных организациях;
  • повысить культурологическую эрудицию, необходимую для общения с носителями иноязычной культуры.

Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов и рассчитан на 17 часов в год. “Вводный курс делового письма” содержит новые знания, представляющие познавательный интерес для учащихся.

 Содержание курса представлено следующими темами:

10-й класс

  • резюме;
  • общая характеристика делового письма;
  • сопроводительное письмо;
  • благодарственное письмо;
  • письмо – запрос;

11-й класс

  • письмо – подтверждение;
  • письмо – поздравление;
  • письмо – приглашение;
  • электронное письмо.

Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных приёмов и форм организации речевой деятельности учащихся:

  • чтение и обсуждение прочитанного;
  • комментирование понятий;
  • редактирование писем;
  • перевод;
  • заполнение схем писем;
  • работа с электронными письмами;
  • написание писем делового характера.

Критерии оценки письменных работ:

  • лингвистическая правильность;
  • соответствие заданному стилю (формальному, неформальному, дружественному, т. д.);
  • соответствие письма принципам и правилам деловой корреспонденции.

Требования к уровню усвоения курса

В конце изучения курса учащиеся должны:

  • освоить основные фразы – клише, свойственные деловой переписке на английском языке;
  • знать международные стандарты ведения деловой переписки, структурные компоненты деловых писем, форматы писем;
  • знать стили и содержание деловых писем;
  • уметь написать и оформить резюме, благодарственное письмо, письмо – запрос, письмо – подтверждение, письмо – поздравление, письмо – приглашение, электронное письмо.

Основная форма контроля за уровнем достижений учащихся – предъявление творческой работы – деловых писем, составленных в соответствии с заданным стилем и использованием изученной лексики.

Учебно-тематический план

10-й класс

Тема Кол-во уроков Формы проведения Образовательный продукт

1. Резюме:

1. Что такое резюме.

2. Форматы резюме.

3. Структура резюме.

4. Обобщающее занятие.

1

1

2

1

Чтение с комментированием понятий.

Чтение и анализ резюме

Чтение и анализ составных частей резюме.

Определение различных видов резюме, составление своего резюме.

Беседа, заполнение таблицы

Практическая работа: определение форма- тов резюме.

Тест на знание лексики.

Практическая работа: составление резюме.

II. Общая характеристика делового письма:

1 Стили делового письма.

2.Адрес и дата делового письма.

3.Советы по написанию делового письма.

4. Обобщающее занятие.

1

1

1

1

Введение и отработка лексики, анализ стилей и элементов деловых писем.

Обсуждение образцов написа- ния адреса и даты делового письма.

Чтение и обсуждение прочитанного.

Самостоятельная работа: выбор правильных вариантов написания адреса, даты, определение элементов письма.

Определение функ- ций, характерных для определенного стиля.

Тест на правильность написания адреса и даты.

Тест на знание терминологии.

Письменный тест: адрес, дата, элементы делового письма.

III. Сопроводительное письмо:

1.Характеристика сопроводительного письма.

2.Два типа сопроводительного письма.

3. Обобщающее занятие.

1

1

1

Чтение текстов и отработка новой терминологии.

Анализ и сравнение типов сопроводительного письма.

Определение типов сопроводительного письма, функций его составных частей.

Беседа.

Тест на знание лексики.

Практическая работа: написание сопроводи- тельного письма к своему резюме.

IV. Благодарственное письмо:
1. Как оформить благодарственное письмо.

2. Практическое занятие.

1

1

Чтение и анализ последова- тельности написания благодарственного письма.

Составление благодарственного письма в соответствии с задачей

Определение порядка написания частей благодарственного письма.

Написание благодарственного письма.

V.Письмо – запрос:

1.Что такое письмо-запрос.

2. Практическое занятие.

1

1

Знакомство с основными чертами и причинами составления письма- запроса.

Анализ написания писем- запросов.

Тест на знание лексики.

Написание письма- запроса в различных ситуациях.

Итоговое практическое занятие.

1

Составление различных видов делового письма. Презентация и защита своего письма.

 Содержание курса

1. Резюме (5 часов)

  • Что такое резюме. Что не следует писать в резюме.
  • Форматы резюме. Структура резюме.

II. Общая характеристика делового письма (4 часа)

  • Причины написания делового письма. Стили делового письма.
  • Порядок расположения элементов делового письма.
  • Адрес и дата делового письма. Советы по написанию делового письма.

III. Сопроводительное письмо (3 часа)

  • Характеристика сопроводительного письма. Советы по написанию сопроводительного письма. Два типа сопроводительного письма.
  • Структура сопроводительного письма.

IV. Благодарственное письмо (2 часа)

Как оформить благодарственное письмо. Структура благодарственного письма.

V. Письмо-запрос (2 часа)

Что такое письмо – запрос. Причины написания письма- запроса. Характерные черты письма- запроса.

Литература

  1. Догаева Т.О. Вводный курс делового письма. 10–11 классы. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по английскому языку. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, 2007.