Программа элективного курса "Химия для любознательных"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 19 часов обучения для обучающихся 8–9-х классов общеобразовательных школ.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
  • развитие знаний по химии, полученных во время изучения базовых курсов;
  • формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
  • способствование в дальнейшем успешному освоению специальностей, связанных с химией;
  • развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;
  • создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия веществ, зависимости их свойств от строения, практической направленности химии как науки. Курс включает разделы: «вода и воздух – самое дешевое сырье», «соль = основание + кислота», «металлы основы техники», «химия углерода», «материалы на любой вкус», «ценные «мелочи».

Содержание курса «химия для любознательных» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для расширения сведений химической, физической, биологической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними. Особое внимание при изучении курса отводиться на промышленное получение изучаемых веществ, их использование в химико-технологическом производстве.

Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, работы с анализом коллекционного материала, демонстрацию опытов, анализа видеоматериалов, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

  • основные характеристики химических веществ;
  • строение веществ и их свойства;
  • способы получения веществ;
  • методы анализа свойств веществ;
  • применение в промышленном производстве и в лабораторных условиях изученных веществ;
  • правила по технике безопасности при лабораторных работах.

Уметь:

  • характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
  • характеризовать зависимость получения и применения веществ от их внутренней структуры;
  • использовать полученные теоретические сведения при изучении химичеких реакций;
  • пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;
  • подготовить сообщение, небольшой реферат;
  • анализировать коллекционный материал.

Основное содержание курса

1. Вода и воздух – самое дешевое сырье (2 часа)

Вода – вещество №1. Воздух – неисчерпаемое сырье.

Лабораторные работы. Разложение воды.Получение кислорода разложением нитрата калия, пероксида водорода.

Демонстрационные опыты. Получение диоксида углерода и опыты с ним.

2. Соли – основа многих химических производств (3часа)

Хлориды щелочных металлов – сырье для получения оснований и кислот. Основы титрования. Сера и ее соединения.

Лабораторные работы. Титрование раствора соляной кислоты. Получение соды.

Демонстрационные опыты. Получение сульфидов. Горение сероводорода.

3. Металлы основы техники (4 часа)

Металлы и их соединения. Классификация металлов. Металлы главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева. Металлы побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Получение металлов. Основные понятия электрохимии.

Лабораторные работы. Обнаружение меди в сплавах. Восстановление оксида меди.

Демонстрационные опыты. Демонстрация коллекций металлов и их сплавов.

4. Химия углерода (4 часа)

Болотный газ. Этен – ненасыщенный углеводород. Коксование угля – промышленный способ получения углеводородов. Растворители в быту и технике. Производные бензола.

Лабораторные работы. Получение болотного газа. Свойства этена.

5. Материалы на любой вкус (4 часа)

Пластмассы. Фенолформальдегидные смолы и их производные. Термопласты (полистирол, поливинилхлорид). Искусственные волокна.

Лабораторные работы. Исследование свойств различных видов пластмасс.

Демонстрационные опыты. Изготовление слоистого пластика.

6. Ценные «мелочи» (2 часа)

Красители. Дезинфицирующие вещества. Салициловая кислота. Душистые вещества, косметика и моющие средства.

Лабораторные работы. Получение духов.

Демонстрационные опыты. Опыты с салициловой кислотой.

Рекомендуемое календарно-тематическое планирование курса  «Химия для любознательных»

№ в курсе

№ в теме

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Воздух и вода – самое дешевое сырье (2часа)

1

1

Вода – вещество №1

 

Лабораторная работа: разложение воды

2

2

Воздух – неисчерпаемое сырье.

 

Лабораторная работа: разложение пероксида водорода и нитрита калия.

Соли – основа многих химических производств (3 часа)

3

1

Хлориды щелочных металлов – сырье для получения оснований и кислот.

 

Лабораторная работа: получение соды.

4

2

Основы титрования.

 

Лабораторная работа: титрование соляной кислоты.

5

3

Сера и ее соединения.

 

 

Металлы – основа техники (4 часа)

6

1

Металлы и их соединения. Классификация металлов.

 

 

7

2

Металлы главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

 

 

8

3

Металлы побочных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева

 

Лабораторная работа: обнаружение меди в сплавах.

9

4

Получение металлов. Основы электрохимии.

 

Лабораторная работа: восстановление оксида меди

Химия углерода (4 часа)

10

1

Болотный газ. Этен – ненасыщенный углеводород.

 

Лабораторная работа: получение метана.

11

2

Коксование угля – промышленный способ получения углеводородов.

 

Лабораторная работа: свойства этена.

12

3

Растворители в быту и технике.

 

 

13

4

Производные бензола.

 

 

Материалы на любой вкус (4 часа)

14

1

Пластмассы.

 

Лабораторная работа: изучение пластмасс.

15

2

Фенолформальдегидные смолы и их производные.

 

 

16

3

Термопласты (полистирол, поливинилхлорид).

 

 

17

4

Искусственные волокна.

 

 

Ценные «мелочи» (2 часа)

18

1

Красители. Дезинфицирующие вещества.

 

 

19

2

Салициловая кислота. Душистые вещества, косметика и моющие средства.

 

Лабораторная работа: получение духов

Рекомендуемая литература для учителя

  1. Л. Аликберова. Занимательная химия. Серия «Занимательные уроки». М «АСТ – ПРЕСС», 2002.
  2. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Ленинград «Химия», 1985.
  3. В. В. Богданов. Удивительный мир резины. М «Знание», 1989.
  4. Б. Куликов. Азбука камней – самоцветов. Словарь – справочник. М «Терра», 1996.
  5. Клаус Гофман. Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов. Ленинград «химия», 1987.
  6. М. Беккерт. Железо. Факты и легенды. М «Металлургия», 1998.
  7. Г. И. Николаев. Металл века. М «Металлургия»,1987.