Тема урока "Превращения и круговорот воды" ("Мир вокруг нас") в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

– сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;
– увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)
– развивать память, мышление, воображение.

Оборудование:

  1. Презентация в слайдах “Превращения и круговорот воды в природе” (см. Приложение)
  2. Для опыта: спиртовка; стакан с водой; треножник с сеткой; блюдце со льдом.
  3. Карточки с индивидуальным заданием, учебник “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков

Ход урока

1. Организационный момент

– Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания

– Какова роль воды в жизни человека?

– Какие свойства воды вы знаете?

– Как можно очистить загрязненную воду?

– Расскажите о составе воды.

Пока учитель работает с классом, трое учеников выполняют индивидуальные задания.

Задание 1.

Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова

Вода………………при нагревании и……………….при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода хороший………………. . Воду можно очистить с помощью……………….

Задание 2.

Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе?

Приведите примеры. Ответ напишите.

Задание 3.

Какие свойства имеют воздух и вода?

Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

Свойства   Ответы
  1. без цвета
  2. не имеет запаха
  3. расширяется при нагревании
  4. сжимается при охлаждении
  5. растворитель
  6. плохо проводит тепло
  7. прозрачность
  8. текучесть
воздух
вода

3. Сообщение темы и целей урока

– Назовите свойства воды.

– Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды. Тема нашего урока “Превращения и круговорот воды в природе”. (Слайд 1)

4. Три состояния воды – беседа

– Отгадайте загадку (слайд 2). Приложение

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

– Как вы это понимаете?

Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном.

– От чего зависит различное состояние воды? (Слайд 3)
– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

(Один заранее подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах)

– При какой температуре переходит вода из жидкого состояния в твердое?

– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

Работа по учебнику стр. 53–54

На экране появляется схема: (слайд 4)

– А что такое туман?

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение)

5. Круговорот воды в природе – практическая работа

– Давайте проведем следующий опыт:

будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

– Как же объяснить то, что мы наблюдаем? (круговорот)

(слайд 5–10 “Круговорот воды в природе”) Приложение

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей и т.д. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки – они образуют облака. Воздушные течения несут облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в осадок в виде дождя или снега. Судьба капель различна. Одни попадают в реки. Это явление называется круговорот воды в природе.

– Я предлагаю с помощью Капитошки узнать, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях. Учитель от имени Капитошки читает и демонстрирует слайды.

“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестра и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как – то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.

6. Итог урока

– Какой процесс описывает Капитоша?

– Воспроизведите путешествие Капли-Капитошки.

– О каких свойствах воды вы узнали?

7. Домашнее задание. № 1 учебник стр. 56 прочитать.