Внеклассное мероприятие по математике "Евклид и его "Начала""

Разделы: Математика, Внеклассная работа


План:

  1. Доклад о Евклиде
  2. Сценка “Возвращение Евклида”

О нем, о его жизни мы знаем очень мало. Известно, что он жил раньше Архимеда. Об этом говорит тот факт, что в одной из своих работ Архимед ссылается на Евклида. Известно еще, что Евклид был современником Птолемея I (царствовал в Египте в 305–285 гг. до н.э.), стало быть, он жил около 300 года до н.э. Евклид, уроженец Тира, работал в греческой колонии, в городе Александрии, основанном Александром Македонским и названном в его честь, руководил Александрийской математической школой.

Евклид был типичным греческим ученым, признающим науку ради науки. Он презирал всякое практическое применение математики, считая это уделом рабов.

Рассказывают, что однажды к Евклиду пришел молодой человек для изучения геометрии. Выучив первое предложение, спросил: “Какова будет практическая польза от штудирования “Начал”?” Евклид, весьма задетый, приказал своему рабу : “Дай ему три монеты: он ищет выгоды, а не знаний”.

Известен еще один эпизод из жизни Евклида, который красноречиво иллюстрирует принципиальность и прямоту ученого. Однажды царь Птолемей I захотел одолеть премудрости геометрии. Но скоро обнаружил, что изучение геометрии – слишком тяжелое бремя. Тогда он спросил Евклида: “Нельзя ли постигнуть все тайны науки как-нибудь попроще?” На это Евклид смело ответил: “В геометрии нет царского пути”.

Да, очень мало мы знаем о жизни Евклида. Но весь мир знает, что Евклид оставил бессмертные “Начала” – научное произведение, содержащее основы античной математики: элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. “Начала” состоят из 13 книг(отделов или частей), из которых 9 посвящено вопросам геометрии. Более двух тысяч лет по этим книгам обучается Европа. Современный английский философ Бертран Рассел писал, что еще в дни его молодости единственным признанным учебником геометрии для школьников Англии оставалось адаптированное сочинение Евклида. Даже те учебники, по которым ведется первоначальное обучение геометрии в наше время, по существу, представляют собой переработку “Начал” Евклида.

Влияние “Начал” испытали на себе многие выдающиеся ученые. С томом Евклида не расставался Николай Коперник, тщательно его изучал Галилей, геометрией Евклида был очарован Альберт Эйнштейн. Он говорил: “Мы почитаем древнюю Грецию как колыбель западной науки. Там была впервые создана геометрия Евклида – это чудо мысли, логическая система, выводы которой с такой точностью вытекают один из другого, что ни один из них не был подвергнут какому-либо сомнению”.

“Начала” содержали в основном чужие результаты, поэтому иногда историки математики дебатируют, можно ли Евклида причислить к величайшим математикам. Да он был таким. Кроме “Начал” он написал труды по теории музыки, теории зеркальных отражений, астрономии, каноническим сечениям и др. он был и выдающимся педагогом.

К настоящему времени насчитывается около тысячи изданий “Начал”.

Инсценировка “Возвращение Евклида”

Действующие лица:

  • Евклид
  • 1-й гном, 2-й гном, старик Хоттабыч, ученик.

Геометрические фигуры:

  • точка, прямая, отрезок, угол, треугольник,
  • четырехугольник, параллелограмм, квадрат,
  • ромб, прямоугольник, трапеция.

(Выход каждой фигуры под музыку)

Евклид сидит, задумавшись, в руках “Начала”. (Евклид имитируя ловлю мухи, а затем выпуская ее говорит.)

Евклид:

– Жизнь не дано начать сначала, все исчезает наконец.
Ужель и моим “Началам” пришло забытье и конец?

(Появляются два гнома.)

1-й гном: Что за старик сидит и бормочет?

2-й гном: Да, это же Евклид!

1-й гном:

– Давай подойдем и старика расспросим,
Отчего он здесь нам рассказать попросим.

(Подходят.)

2-й гном:

– О великий Евклид, наш учитель почтенный!
Как попал ты сюда, в этот век просвещенный?

Евклид:

– Мне интересно посмотреть и увидеть,
Живет ли все то, что сумел я предвидеть.
Только узнать, что мой труд не пропал,
Есть еще, кто бы его изучал.

1-й гном:

– Что же это можно, тебе не наскучит,
Твою геометрию все еще учат.
Дети расскажут, чему научились.
Как твои книги им пригодились.

Гномы (вместе):

– Эй, фигуры, быстро стройся,
Геометрия, откройся!
Точка и прямая /вместе/:
– Построения начиная, нас с подругой не забудь.
Только точка и прямая есть любой фигуры суть.
Мы фигуры не простые, мы фигуры основные.
Вам без нас не обойтись. Эй, друзья, посторонись!

Отрезок:

Я– отрезок, часть прямой, но что сделали со мной?
Меня с концом разлучили.

Евклид: Кто у тебя концы твои же отнял?

Отрезок: Алексей Васильевич Погорелов.

Евклид: Но кто же от этого страдает?

Отрезок:

– Почти никто, учитель – знает,
А ученик – тот редкий понимает.

(На сцену вбегает Угол).

Угол:

– Постойте, что же вы, погодите.
Что же, без меня прожить хотите?
Нет, вам это не удастся.

2-й гном: Кто вы?! Придется вам признаться.

Угол:

– Могу быть острым, как кинжал,
Прямым, как столб, тупым как ученик,
Который бездельничать привык.
Могу быть развернутым.

Евклид: Так кто же ты, скажи нам точно.

Угол:

Полупрямые две с начальной общей точкой.
Зовусь углом.

Треугольник:

– А вот и я – треугольник,
Со мной хлопот не оберется школьник.
Три точки, не лежащие на прямой, соединяют три отрезка.

Другой треугольник: Я вот брат его родной и ему равен.

1-й гном:

– А ну, ребята, посмотрите,
Назвать их равными помогите.

(Показывает на доске два равных треугольника. Сидящие в зале называют у них равные элементы.)

Евклид:

– Вот молодцы, вот это ловко,
Тут нужны знания и сноровка.

Четырехугольник:

– А вот и я, меня-то знают:
На плоскости четыре точки, столько же отрезков их соединяют.
И три точки на прямой лежать не могут.
Тут уж точно мне помогут.
Ведь это знает каждый школьник, Что я – четырехугольник.

Параллелограмм:

– Постойте, меня вы забыли. Я параллелограмм,
Стороны мои попарно параллельны,
Достоинства мои беспредельны.

2-й гном:

– Расхвастался, а вот сейчас скажи:
В кого же ты превратился?

(Растягивает параллелограмм.)

Параллелограмм:

– Что вы наделали!
В моей родне таких встречать не приходилось мне.

1-й гном:

– А кто все же твоя родня ?
Что-то о них не слышал я.

Параллелограмм:

– Да это знает каждый школьник –
Квадрат, ромб и прямоугольник.

Прямоугольник, квадрат, ромб /вместе/:

– Да здесь мы, всем большой привет,
Для всех готов у нас ответ.

Прямоугольник:

– Прямоугольник я, мои диагонали равны, и все углы прямые.
Еще добавлю, чтоб вы знали, рядом со мной – братья родные.

Ромб:

– Я заявляю с апломбом:
Параллелограмм, чьи стороны равны, зовется ромбом.
Диагонали суть биссектрисы,
Перпендикулярны меж собой.

Квадрат:

– А я – квадрат и ромбу брат,
Посмотрите, какой я замечательный:
Мои стороны равны, а углы прямые,
Где вы найдете еще свойства такие?

2-й гном:

– Вы все, действительно, похожи,
В чем же состоит семейственность?

Квадрат:

– Ну, брат, ты туповатый все же…
Сторон противоположных параллельность!

2-й гном: Мы давно уже ждем ответа – что за фигура, что же это?

(Показывает трапецию.)

Все: Трапеция!

Трапеция:

– Здесь кто-то звал меня,
А вот и я – несравненная трапеция.
Скажу вам без лишних слов, четырехугольник я таков,
Что лишь основания мои параллельны,
Продолжу я черед признаний –
Средняя линия моя есть полусумма оснований.

Евклид:

– Ну, а теперь я задам вам задачу.
Кто же из вас попытает удачу?

Почтальон читает телеграмму: “Проездом из Индии, устал, встречайте. Подпись: знаменитый математик и звездочет Могамет-Али-Ахмед-Мирза-Абдурахман-Хусаин, короче-Хоттабыч”.

(Хоттабыча вносят на носилках, он приветствует всех по-восточному: прижав руку к сердцу, губам и лбу.)

Хоттабыч: “Достопочтенные учащиеся школы, пусть будет успешным ваш нелегкий труд! Да будут благословенны дирекция школы и педагогический коллектив!

Всю свою жизнь я посвятил изучению наук и постиг многое.

Уважаемые присутствующие! Сколько будет дважды два?”

Ученик: “Ой, Хаттабыч! Вот так тайна! Да каждый первоклассник ответит, будет 4”.

Хоттабыч: “Хе-хе, ты ошибаешься сын мой. Не 4, а 5. И я тебе это докажу.

(Хоттабыч пишет на доске.)

– 80 = – 80, верна ли эта запись?”

Ученик: “Конечно! И спрашивать нечего!”

Хоттабыч: “Теперь я запишу эти числа так: 64 – 144 = 100 – 180.

И прибавлю к обеим частям 81.

Ученик: 64 – 144 + 81 = 100 – 180 + 81.

Хоттабыч: Посмотри на левую и правую части этого равенства. Нельзя ли применить к ним знакомую тебе формулу?

Ученик: Конечно. Это квадрат разности двух чисел:

8² – 2 × 8 × 9 + 9² = 10² – 2 × 9 × 10 + 9², (8 – 9)² = (10 – 9)².

Хоттабыч : Извлеки, о лучший ученик, квадратный корень из обеих частей.

Ученик: 8 – 9 = 10 – 9.

Хоттабыч: Прибавь к обеим частям по 9.

Ученик: 8 = 10.

Хоттабыч: Я разделю обе части на 2 и получу, что 4 = 5, т.е. 2 × 2 = 5.

Ученик: Тут что-то не так!

Хоттабыч: Думай, как хочешь, сын мой! Законы математики неопровержимы.

Ведущий: Ребята, давайте вместе подумаем, где здесь ошибка.

– Спасибо, ребята! Теперь я уверен –
Развития науки путь беспределен.

Список используемой литературы

  1. Петраков И.С. Математические кружки в 9–11-х классах. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Смышляев В.К. О математике и математиках: Очерки. – Йошкар-Ола : Марийское книжн. Изд., 1999.
  3. Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. Месячник математики в школе: Учебное пособие для учителей и студентов: БИПКРО. Уфа, 1993.
  4. Чесноков А.С. и др. Внеклассная работа по математике: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. – Минск, 2000.