Урок по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Повторит правило “З и С на конце приставок”;
  2. Повторить написание Ы, И после Ц;
  3. Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.

Оборудование урока:

  1. Таблицы: правописание приставок;
    Правописание гласных после Ц;
  2. Мультимедиа: портрет М.И. и текст ее стихотворения “Расстояние: версты мили…”
  3. На доске: Дата проведения урока, тема.
    Эпиграф: невежество – ночь ума, ночь без…лунная и без… звездная.
    Цицерон.

Запись слов по теме урока.

Ход урока

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.

II. Повторение:

– правописания приставок на З –, С – ;

– работа с эпиграфом.

– на экране портрет М.И. Цветаевой и текст ее стихотворения “Расстояние: версты, мили…”

– слово о поэте;

– работа с текстом стихотворения.

 

М. Цветаева.
Ра…стояние: версты, мили…
Нас ра…ставили, ра…садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…стояние: версты, дали…
Нас ра…клеили, ра…паяли,
В две руки ра…вели, ра…пяв,
И не знали, что это сплав.

Вдохновений и сухожилий…
Не ра…сорили – ра…сорили,
Ра…слоили…

Стена да ров.

Ра…селили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали,
Не ра…строили – ра…теряли.
По трущобам зеленых широт.

Ра…совали нас, как сирот.
Который уж – ну, который?-
Март?!
Ра…били нас – как колоду карт!

– Словарная диктовка (трудные случаи написания З –, С – на конце приставок и приставки С) с объяснением выбора.

расстояние, расставили, рассадили, расклеили, развели, рассорили, расслоили, расстроили, расселили, распяв, сплав.

– Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму

З 
раздать
воздержаться
развесили
взмахнуть
возгорится
взбираться
С
сделать
распустить
сделано
испугаться
бескрайний
бескозырка
вспоминать

–  Подведение итогов работы.

2. Повторение правила “Буквы Ы, И после Ц”.

– На экране текст (стихотворение).

Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурец…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.

Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой в три столбика: Ы – И

в корне
цыпленок
(в)цирке
(на)цимбалах
(на)мотоцикле
цифр
(из)цилиндра
в суффиксе в окончании
огурцы

  – После проверки продолжить заполнение столбиков словами, продиктованными учителем.

революция
цыганский
операция
цитрусовый
в секции
циновка
куницын
сестрицын
Царицын
овцы
сестрицы

– Добавить столбики словами, взятыми из предложений, которые вы видите на экране.

Сильные ц…клопы представляют собой большую опасность.
На Лисиц…ны приветливы слова Ворона каркнула во все воронье горло.
Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
Круглолиц…й мальчик оказался нашим новым соседом.

– Подведение итогов этапа урока.

III. Объяснение новой темы.

– Слово учителя.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

история – предыстория
интересный – безынтересный
играть – отыгрывать
К

Р

О

М

Е

меж –
межиздательский

сверх –
сверхинтересный

контр –
контригра

дез –
дезинформация

 Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление.

– выполнение упражнения:

– напишите мили-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

V. Проверка и подведение итогов урока.

1. Высказывание на лингвистическую тему.

I ряд
о правописании
приставок
на З –, С–
 II ряд
 о правописании
букв И – Ы
после Ц
 III ряд
о правописании
букв И –Ы
после приставок
на согласный

2. Объявление отметок.

VI. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить теорию, обозначение орфограммы, упр. 135, выполнить задание по карточкам.

Карточка № 1

Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изж…вать всеми силами.
На пред…дущем уроке уч…шиеся пок…зали непл…хие знания.
Ж…ри под…тожило результаты состязаний.
После землетр…сения люди всего мира оказывали помощ… Армении.
На арене ц…рка выступали ж…нглеры.
Сверх…нтересный спектакль открыл т…атральный сезон.