Занятие-спектакль "Школа маленьких железнодорожников" или "Путешествие в страну Королевы железнодорожной магистрали"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Продолжать знакомство с железной дорогой и профессиями работников железнодорожного транспорта – локомотивная бригада (машинист, помощник машиниста); проводник вагонов, дежурная по станции, по переезду, путеец. Знакомить с основами их профессиограмм. Воспитывать уважительное отношение к профессиям железнодорожной магистрали
  2. Развивать диалогическую речь, умение правильно строить предложения, четко отвечать на вопросы, расширять активный словарь детей (тепловоз, локомотив, шлагбаум, переезд, магистраль) и т.д.
  3. Развивать познавательные процессы у детей.
  4. Научить различать и понимать, что означают дорожные знаки (“Железнодорожный переезд со шлагбаумом”).
  5. Знакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта в России.
  6. Продолжать знакомство с правилами безопасного поведения на железной дороге.

Материал:

  • кружки красного и зеленого цвета,
  • вокзал и школа (построены из мягких модулей),
  • диски и кассеты с записью детских песен о железной дороге,
  • сигналы,
  • сигнал звонка на урок,
  • дидактическая игра “Кому что нужно для работы”,
  • пазлы с железнодорожной тематикой в подарок детям,
  • погоны, галстуки железнодорожные.

Предварительная работа:

  • целевые экскурсии к железнодорожному вокзалу и в музей железной дороги,
  • беседы о труде железнодорожников,
  • чтение художественной литературы о профессиях железной дороги,
  • рассматривание иллюстраций на данную тему,
  • встреча с интересными людьми – родителями-железнодорожниками,
  • знакомство с историей, символикой железной дороги.

Ход развлечения

Ведущий:

Нам кажется, нет у нее конца,
Железная дорога бесконечна,
Названьям станций тоже нет числа –
Но это по незнанию, конечно.

Железная дорога все прочней
Плечами, как лучами, мир сближает
От южных гор до северных морей,
От запада к востоку пролегает.

Железная дорога, как всегда,
Жива людьми, дающими заботу,
И жизнь свою, дороге посвятив,
Они вложили душу в ту работу.

Работники железнодорожного транспорта заслужили авторитет людей сильных, надежных, умных, верных. Они очень любят свою профессию и гордятся ею. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые работают на железнодорожной магистрали и вложили в эту работу душу.

Выходит ребенок:

Про железную дорогу
Мы узнали очень много,

(Обращается к гостям)

С вами знаньями своими
Мы решили поделиться.
Приглашаем даже в сказке
С нами вместе очутиться.

Воспитатель (удивленно):

Что за сказка, я не знала –
На занятие пришла,
Приготовила заданье,
Удивляюсь, вот дела?

Ребенок:

Я не волшебница – я маленькая девочка,
Но в детсад хожу не зря,
Уж поверьте мне, друзья.

Я многому еще хочу учиться,
Я знаю, в жизни это пригодится.
Хочу я выбрать верный путь

И нужную профессию.
Сегодня мне помогут тут,
И верю – будет весело (хихикает).

Воспитатель:

Вот это новость, мои дети решили в сказку поиграть.
Ну что ж, мешать я им не буду,
А буду лучше наблюдать и помогать.

Звучит музыка. Дети с рюкзаками в спортивной одежде появляются на “вокзале”, построенном из мягких модулей.

Воспитатель: Ребята, вообще-то я ждала вас на занятии в детском саду, а встретила на вокзале. Не расскажите, куда собрались?

Ребенок:

Голубой вагон из песни путешествовать зовет,
Вот бы поехать всем вместе, только кто же нас возьмет?

Дети шушукаются, решают все рассказать воспитателю.

Ребенок: Нам вчера наша заведующая Людмила Николаевна передала письмо, сначала мы подумали, что это из Буя, от ребят по переписке.

Воспитатель: Почему же вы мне его отдали? Вы же читать пока не умеете?

Дети: А оно очень необычное, там нет букв, одни рисунки.

Воспитатель: Давайте посмотрим!

(Разглядывают конверт, письмо из картинок – ребусов.)

– Я догадалась, это Королева железнодорожной магистрали приглашает вас в свою страну.

Ребенок: А как же мы к ней пойдем? Ведь мы не знаем адреса.

Воспитатель: А я вам подскажу.

Нам открывается страна
С вокзального порога.
Откроешь дверь,
И вот она – железная дорога.

Зеленый, красный свет горит
И каждый миг сигналом
Вокзал в дорогой говорит
И поезда с вокзалом.

Я предлагаю воспользоваться сигналом, чтобы позвать Королеву железнодорожной магистрали.

Дети прослушивают и отгадывают сигналы (звук проходящего поезда, паровоз, шум вокзала, звук вокзального колокола и т.д.)

Появляется Королева железнодорожной магистрали.

Королева: Здравствуйте, мои друзья! Кому понадобилась я?

Ребенок:

Просим, чудо сотвори,
Всем нам праздник подари.

Королева:

– Долго колдовать не буду.
Подарю такое чудо:

Дом приветливый стоит.
Он для моих друзей открыт.
В доме том народ веселый,
Чудо-дом зовется школой.

Эта школа необычна
И уроки непривычны,
Там вам ответят на вопрос –
Откуда взялся тепловоз,

И кто ведет локомотив.
Сигналов слушая мотив,
Кто пропускает поезда.
И знает все – кому куда,

Кто у вагона вас встречает.
Билеты строго проверяет,
Кто в желтых жилетах всегда на путях
И в холод и в зной с инструментом в руках.

Воспитатель: Ребята, может быть, вы скажете, о людях каких профессий вам расскажут в этой необычной школе?

Дети: Монтеры пути, машинист, помощник машиниста, проводница, дежурный по станции.

Воспитатель: Правильно, я думаю, что в этой школе мы узнаем еще очень много интересного.

Ребенок: Уважаемая Королева, а как мы попадем в вашу замечательную школу?

Королева: Очень просто, нас домчит туда скоростной экспресс. А в дороге мы будем находиться ровно столько, сколько звучит песня, а заодно и поговорим. (Дети “рассаживаются” в поезд.)

Ребенок:

– Вот она, сторона отправления,
До свидания, домашний уют,
Вот она, сторона удивления,
За которой открытья встают.

Песня “Разговор в поезде” под гитару.

Дети выходят из поезда и оказываются перед входом в необычную школу (сконструированную из модулей), прощаются с Королевой и благодарят ее.

Ребенок:

Чудо-дом? И в самом деле
В школе чудо происходит.
С каждым часом все умнее
Всякий, кто сюда приходит.

Ребенок:

В школе можно все узнать,
Место в жизни отыскать.
Если очень постараться,
И министром можно стать.
Все получат здесь совет,
На любой вопрос ответ.

Ребенок:

Важно каждому понять,
В жизни надо много знать,
Если хочешь стать счастливым.
Времени нельзя терять.

Воспитатель:

Школ много в городе, а эта –
Для вас как неоткрытая планета,
Которую придется вам открыть, –
Любить, беречь, подольше сохранить.

– Проходите, ребята. Занимайте места за необычными партами и начнем заниматься, ведь время в вашей стране пролетит очень быстро. Выбираю девочку – минутку.

– Итак, урок первый – колесо истории.

Звучит звонок.

Вносится “колесо истории” – оформленный штурвал для корабля. На нем приклеены картинки с изображениями паровоза, тепловоза, электровоза.

Воспитатель: Давайте повернем колесо истории назад и посмотрим, как выглядели первые паровозы. Паровозы, ребята, были изобретены а Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. В качестве топлива у этих паровозов у этих паровозов использовался пар от горячей воды (такой же пар бывает у кипящего чайника). Вот почему появилось название – паровоз…

Позднее появился тепловоз. Топливом для него служил уголь.

А вот это уже современный электровоз. В движенье его приводит электричество. Все мы видели, как он выглядит.

Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения, но нельзя забывать о том, что это зона повышенной опасности, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту.

Воспитатель: Дети, скажите мне, что вы узнали на нашем первом уроке?

Дети отвечают.

Воспитатель: А сейчас, как в обычной школе – перемена.

Игра “Поезд”.

Материал: обручи, шапочки с изображением вагонов (по количеству детей) и одна с изображением локомотива (паровоза), свисток.

Ход игры

Каждый игрок (вагончик) ищет свое депо (обруч). В середине площадки стоит водящий – (локомотив-паровоз,(у него нет своего депо). Водящий идет от одного вагона к другому. Те “вагоны”, к которым подходит паровоз, присоединяются к нему. Так собираются все вагоны. “Паровоз” неожиданно свистит, и все бегут в депо, “паровоз” тоже. Оставшийся без места вагончик – ребенок, становится водящим –паровозом. Повторить 2 – 3 раза.

Звонок на урок.

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что вещи сами по себе не бывают ни добрыми, ни злыми, ни опасными, ни безопасными. Такими их делает человек. На железной дороге самое главное – помнить о том, как и когда поезд становится опасным.

– Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения на железной дороге вы знаете?

Правила эти железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.

Ребенок: Нельзя ходить по железнодорожным путям.

Воспитатель: Почему?

1-й ребенок: Можно не сразу заметить поезд и уйти с его пути.

Воспитатель: Почему нельзя стоять у края платформы?

2-й ребенок: Потому что потоком воздуха может затянуть под колеса вагона.

Воспитатель: А какие правила безопасности на железной дороге вы знаете?

3-й ребенок: Нельзя пролезать под колесами стоящего поезда, потому что поезд в любой момент может тронуться с места.

4-й ребенок: Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближением поезда, так как можно очень сильно травмироваться.

5-й ребенок: Переходить железнодорожные пути следует по подземному переходу или по деревянному настилу.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Стихотворение о железной дороге.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру “Опасно-безопасно” и проверим, как вы усвоили эти правила. Я буду называть разные ситуации, а вы будете определять опасные они или безопасные. Если опасные, вы поднимете красный кружок, если безопасные – зеленый.

Девочка-минутка раздает детям кружки.

Ситуации

  1. Дима играет с мячиком на платформе
  2. Ваня идет по рельсам.
  3. Котенок сидит на рельсах.
  4. Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы ее не нашли.
  5. В вагоне электрички жарко, Алеша открыл окно и высунул голову.
  6. Коля в зале ожидания ждет поезд.
  7. Сережа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.
  8. Настя очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо усвоили правила безопасного поведения на железной дороге.

Железная дорога – не место для игры,
Вы правильно усвоили, как себя вести.

Переменка-физкультминутка “Путешествие начинается”.

Посидели где придется (приседание),
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан.
Очень быстро мы бежали (бег на месте),
К поезду не опоздали (руки на поясе, поворот головой),
Всем билеты показали (вытягивать поочередно сначала правую, потом левую руку),
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх),
Заняли места в купе (сесть на стулья),
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой)

Звонок на 3 урок.

Воспитатель: Мы с вами живем в красивой богатой стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Кто же делает нашу страну богатой и красивой?

Дети: Люди.

Воспитатель: Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди разных профессий. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой. Все профессии важны – строитель строит дом, учитель учит детей, пекарь печет хлеб, портной шьет одежду, врач лечит. И вы, когда вырастете, тоже выберете профессию по душе. Кем бы ты, Саша, хотел стать?

У меня растут года,
Будет и 17,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Летчику хорошо,
Машинисту лучше.
В машинисты б я пошел,
Пусть меня научат.

Воспитатель: А у кого из вас папы работают машинистами?

Дети отвечают.

Воспитатель: А твоя мама, Вика, Настя…?

Дети отвечают.

Воспитатель: Все эти специальности объединяет одно и то же – железная дорога.

Проводится дидактическая игра “Кому что нужно для работы?”

Ребенок:

Летят года, недели стремительной стрелою,
Железная дорога – мечта для нас с тобою,
Преодолеть преграды мы сможем без труда,
Стать железнодорожниками – вот наша мечта.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас нет ничего невозможного, ведь Королева железнодорожной магистрали оставила нам свой сигнал. Мы можем использовать его для чудесного превращения.

Дается сигнал.

Дети превращаются в работников железной дороги (проходя за ширмой, они снимают ветровки, кофты на молнии и остаются в форме железнодорожников). Одеты в рубашки с погонами, галстуками, головными уборами, на рубашках эмблемы детского сада.

Дети строятся в шеренгу и рассказывают о себе. Гостям предлагается отгадать загадки.

1-й ребенок:

Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.

2-й ребенок

Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды.
(Монтеры пути)

Ну, а мы, усталость позабыв,
Не спуская взора с рельс мелькания,
Вместе поведем локомотив,
Уложившись в сроки расписания.
(Машинист и помощник машиниста)

Девочки-проводницы:

1-я:

Ко мне с любой проблемой
Спешите подойти,
Любую неисправность
Я устраню в пути.

2-я:

Знаком язык мне знаков
Серьезных, путевых,
Сигналы светофора –
Не знаете таких?

3-я:

Рабочее место мое – весь вагон,
Бывает частенько уснувший перрон.

4-я:

Подтянуты, все в форме,
Красивые ресницы.
Так кто же наши девочки?

Девочки: Мы – проводницы.

Танец “Проводницы” под музыку песни А.Апиной “Последняя электричка”.

Ребенок:

Пропускаю поезда,
Знаю все – кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю.
Черед станцию пропущу,
Все запомню, не упущу.
(Дежурная по станции)

Ребенок:

Найти для поезда свободные пути
Могу я, не сходя со стула,
Мне на табло со схемами пути
Светящаяся кнопка подмигнула.
(Диспетчер)

Ребенок:

Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!
(Дежурный по переезду)

Воспитатель:

Профессий на земле, конечно, много,
Числу их нет начала и конца,
А наша жизнь – железная дорога
И с нею наши думы и сердца.

Песня “Наша железная дорога” на мотив песни “Голубой вагон” (автор О.А. Егорова)

Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник,
Но мы решили – лучше всех,
(хором) Конечно, железнодорожник!

Воспитатель:

Дорога, словно город, вырастает,
С годами ей и крепнуть и цвести,
Давайте и дороге пожелаем
Счастливого и доброго пути!

Звучит Гимн детского сада № 47 ОАО “РЖД”.

Воспитатель: Ребята, на празднике всегда случаются чудеса, и сегодня вы не уйдете без подарков. Королева магистрали дарит вам вот эти необычные пазлы о железной дороге. Вы будет играть с ними в детском саду.

Раздача подарков с символикой железной дороги.